Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перезагрузка после реванша республиканцев

© REUTERS/Molly Rileyсенат
сенат
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во вторник американские избиратели могут дать жесткую отповедь президенту Бараку Обаме и его Демократической партии. Взбаламученные и возбужденные ведущими низкопробных ток-шоу на радио и телевидении, такими как Глен Бек, и радикалами "Движения чаепития", они выражают недовольство низкими темпами выхода из Великой рецессии.

Во вторник американские избиратели могут дать жесткую отповедь президенту Бараку Обаме и его Демократической партии. Взбаламученные и возбужденные ведущими низкопробных ток-шоу на радио и телевидении, такими как Глен Бек (Glen Beck), и радикалами "Движения чаепития", они выражают недовольство низкими темпами выхода из Великой рецессии. Они недовольны безработицей. Министерство труда оценивает показатель безработицы в 9,5 процента, но поскольку многие отказались от поисков работы, эта цифра может на самом деле быть ближе к 15 процентам. Более того, большинство американцев недовольно дефицитом, исчисляемым в триллионах долларов; они выступают против реформы здравоохранения администрации, называя ее ненужным и неоправданным вмешательством в индивидуальные медицинские решения. По всей вероятности власть над палатой представителей США вернется к Республиканской партии. В Сенате демократы могут остаться в большинстве, но республиканцы и там существенно укрепят свои позиции.

Одним из результатов победы республиканцев станет тупиковая ситуация в вопросах внутреннего законодательства, поскольку каждая из партий будет укреплять свои позиции перед президентскими выборами 2012 года. Так как Обама мало что сможет сделать для улучшения состояния американской экономики, он в целях укрепления своего положения и репутации может обратиться к внешней политике. Однако, если принять во внимание проблемы США в Ираке, Афганистане и в глобальной войне с террором, добиться этих целей ему будет непросто.

Какое воздействие увеличение численности республиканцев в Конгрессе окажет на американо-российские отношения? В 2011 году Сенат может ратифицировать, а Обама подписать новый договор СНВ, предусматривающий резкое сокращение ядерных ракет, боезарядов и пусковых установок двух стран. В прошлом месяце его одобрил сенатский Комитет по международным отношениям, проголосовав за договор большинством голосов 14 к 4. Его также поддержали буквально все бывшие госсекретари и министры обороны США, которые живы по сей день. Поскольку по другим вопросам республиканцы будут вести с президентом войну, этот договор может дать им возможность продемонстрировать свою готовность к конструктивным и непредвзятым действиям.

И тем не менее, новоизбранные правофланговые республиканцы из "Движения чаепития" могут создать помехи на пути голосования, поскольку для ратификации договора необходимо набрать 67 голосов. В целом они, скорее всего, постараются убедить Обаму занять более жесткую позицию в отношениях с Россией по вопросам безопасности и прочим проблемам.

Какими бы ни были результаты обсуждения в Сенате нового СНВ, Обама во взаимоотношениях России и США будет прежде всего стараться заручиться поддержкой президента Медведева по иранскому вопросу, чтобы российский лидер убедил правителей Ирана отказаться от своей программы по созданию ядерного оружия. Обама уже сейчас испытывает на себе давление тех сил, которые призывают его сдержать иранцев, чье влияние на Ближнем Востоке  по-прежнему  растет. Наиболее самоуверенные и агрессивные республиканцы могут вынудить Обаму подумать о бомбардировках ядерных объектов, которые хорошо защищены и находятся глубоко под землей. Обама будет сопротивляться, но он не может допустить, чтобы президент выглядел слабым и нерешительным. Китай, с которым Соединенные Штаты  постоянно ссорятся по вопросам торговли, процентных ставок и валюты, вряд ли станет сильно ему помогать, особенно если это поставит под угрозу его собственный доступ к иранской нефти. Поэтому Обама может обратиться за содействием к России, чтобы та нашла возможность убедить иранцев отказаться от своей программы или сделать в ней шаг назад.

За такую помощь, если она будет оказана, обязательно придется платить. В целях улучшения отношений с Кремлем Обама может поддержать отмену поправки Джексона-Вэника. Эта поправка была принята в 1974 году, когда Советский Союз ограничивал выезд религиозных меньшинств – в основном отказников-евреев – в эмиграцию. Она лишает торгового статуса наибольшего благоприятствования те страны, которые нарушают права человека и препятствуют воссоединению семей. Поправку Джексона-Вэника можно было бы назвать уникальным пережитком холодной войны, если бы не один очень серьезный вопрос, негативно отражающийся на американо-российских отношениях.

Дело в том, что поправка Джексона-Вэника препятствует вступлению России во Всемирную торговую организацию. Многие республиканцы, а также демократы – за исключением (весьма примечательным) вице-президента Джо Байдена, считают поправку Джексона-Вэника реликтом холодной войны. Еврейские организации, включая Американский еврейский комитет, который выступает сегодня за отмену этой поправки в отношении России, могут при необходимости оказать им политическую поддержку.

Обама может подсластить пилюлю, пообещав отказаться от "законопроекта Магнитского", предложенного недавно сенатором Бенджамином Кардином (Benjamin Cardin) и членом палаты представителей Джеймсом Макговерном (James McGovern) (оба демократы). Этот законопроект предусматривает экономические санкции и отказ в предоставлении виз тем россиянам, которые имеют отношение к смерти в тюрьме юриста Сергея Магнитского.

Обама также может улучшить американо-российские отношения, продолжая политику дистанцирования от Грузии, Украины и Центральной Азии. Это самая болезненная тема в американо-российских отношениях за последние 10 лет. Мы помним, насколько ухудшились отношения при бывшем президенте Джордже Буше из-за внешней политики США в глубоком тылу России.

Но варианты внешнеполитических действий Обамы в отношении России и других стран весьма ограничены. Кроме того, его природным инстинктом является осторожность. Но ни союзникам, ни противникам не следует сбрасывать со счетов возможность того, что отчаявшись либо построив на этом свой внутриполитический расчет, Обама, подобно некоторым президентам до него, станет более воинственным и агрессивным.

Будем надеяться, что Обама сохранит свою умеренную внешнюю политику – даже если республиканцы будут пытаться его прессинговать. Умеренная внешняя политика пойдет только на пользу американо-российским отношениям.

Гленн Альтшулер – профессор американских исследований, работающий в Корнельском университете.