Спустя два года после августовской войны 2008 года между Россией и Грузией, крошечное кавказское государство вновь превращается в потенциально спорный вопрос между Вашингтоном и Москвой. И если в обеих столицах, а также в Тбилиси, подойдут к вопросу без должного внимания, Грузия может вновь стать препятствием не только для американо-российских отношений, но и для многих других внешнеполитических целей США.
Несмотря на обязательные заявления о поддержке территориальной целостности Грузию - которую Соединенные Штаты вряд ли смогут восстановить после российской оккупации и признания независимости Южной Осетии и Абхазии - администрация Обамы, по сути, смирилась с действительностью уменьшившийся Грузии за пределами НАТО и сконцентрировала свое внимание на других приоритетах отношений с Москвой, в особенности, на Иране, Афганистане и новом Договоре СНВ. Со своей стороны, Россия в целом удовлетворена новым статусом-кво, несмотря на периодические и несколько раздутые жалобы по поводу американских усилий “перевооружить” Грузию.
Без Грузии на повестке дня Америка и России сблизились друг с другом, выстраивая реальное, хотя и по-прежнему условное сотрудничество. Но хотя Вашингтон и Москва движутся вперед, их прогресс несет с собой новые препятствия на горизонте.
В результате глобального финансового кризиса - в котором экономика России пострадал хуже, чем любая другая крупнее по размеру - Москва переориентировала свою внешнюю политику в сторону экономического роста под знаменами модернизационных усилий президента Дмитрия Медведева. Хотя он и не так предан медведевской риторике и, вероятно, скептически относится к некоторым из идей президента, премьер-министр Владимир Путин имеет конституционные обязательства перед экономикой и, похоже, по своему принимает их всерьез. Согласно ряду сообщений, одним из результатов этого стал тот факт, что Соединенные Штаты и Россия все ближе к достижению соглашения по поводу российского членства во Всемирной торговой организации.
И тут на авансцену выходит Грузия. Предполагая, что Америка и Россия достигнут соглашения - что не гарантировано и потребует от администрации Обамы больших усилий на Капитолийском холме - Москве также понадобится соглашение с Грузией, если она действительно хочет присоединиться к ВТО. Подобного соглашения будет непросто достичь, учитывая тот факт, что Москва не готова иметь дело с грузинским президентом Михаилом Саакашвили или согласиться на ограничения своего присутствия в Южной Осетии и Абхазии, в то время как Грузия жаждет воспользоваться редкой возможностью влияния в отношениях с Россией, а Соединенные Штаты разрываются между желанием увидеть Россию в ВТО и стремлением избежать видимости давления на Саакашвили, чтобы добиться этого.
Администрация, похоже, уже позиционирует себя, как показывают утечки информации от “высокопоставленного чиновника администрации”, заявившего журналу Foreign Policy, что соглашение - это “двусторонний вопрос между Россией и Грузией”, что посредничество - это “не наша работа”, и что потому, что “Россия стремится вступить в ВТО, это их задача найти способ дать старт переговорам”.
С одной стороны, это совершенно разумно, и единственная публичная точка зрения, которую Соединенные Штаты могут озвучивать в данных обстоятельствах. Если окружающим покажется, что Вашингтон давит на Грузию, это ослабит не только американо-грузинские отношения (которые не так уж важны по большому счету, хотя у Америки и есть в стране некоторые важные интересы), но и отношения Америки с другими странами в Центральной Европе, на Кавказе и в Средней Азии, у которых могут появиться новые (или более сильные) сомнения о приверженности Вашингтона. Схожим образом, перекладывания части ответственности за сделку на Россию совершенно уместно, как потому, что для переговоров нужны две стороны, так и потому, что США не должны нести окончательную ответственность за любые российско-грузинские переговоры. И, наконец, администрация просто не может позволить себе нежелательные политические последствия внутри страны, которые возникнут, если покажется, что она давит на Тбилиси, чтобы заставить его уступить Москве.
Однако, с другой стороны, длительная история взаимного недопонимания, разочарования и обманутых надежд в американо-российских отношениях делает подобные игры довольно рискованными. Без американского участия кажется крайне маловероятным, что Россия и Грузия придут к соглашению по поводу российского членства в ВТО в ближайшее будущее. Более того, россияне явным образом ожидают, что Соединенные Штаты призовут Грузию прийти к соглашению, и высокопоставленные американские чиновники говорили в частных разговорах, что именно это они и сделают. Так что россияне естественно были удивлены, услышав от “высокопоставленного чиновника администрации”, что Вашингтон ничего такого делать не будет, и, похоже, пытаются теперь понять, не ввели ли их в заблуждение.
Итоговая ситуация демонстрирует плачевные параллели с тем, как администрация поступила с новым Договором СНВ, когда попытки успокоить российских лидеров по поводу противоракетной обороны привели к возникновению вопросов у сенатских республиканцев по поводу планов администрации. По совести говоря, в обоих случаях администрация оказалась в ловушке между конфликтующими потребностями сотрудничества с Россией и сотрудничества с Конгрессом - который более не контролируется демократами - и это непросто. Но создание одних ожиданий в Москве и других на Капитолийском холме обязательно приведет к чудовищным последствиям.
Строго говоря, Россия нуждается в ВТО больше, чем Америка нуждается в том, чтобы Россия туда вступила, хотя и следует заметить, что Россия является крупнейшей экономикой, по-прежнему не входящей в организацию. Однако в более широком смысле, для Соединенных Штатов важно, чтобы Россия вступила в ВТО - как для того, чтобы удовлетворить приоритеты Москвы способом, идущим на пользу Америке, так и для того, чтобы содействовать важной стратегической цели Запада в его делах с постсоветской Россией - интегрировать страну в международную систему, основанную на системе правил.
Если посмотреть на ситуацию еще более широко, американо-российские отношения сегодня чем-то напоминают слабенькую машину, взбирающуюся на крутой холм без тормозов. Двигаться вперед тяжело, но остановиться, не откатываясь назад, вообще невозможно - да и последствия такого отката опасны и непредсказуемы. Остается надеяться, что Грузия окажется ухабом, а не блокпостом.