На этой неделе в России длинные выходные; они начались в четверг, когда страна отмечала День единства – государственный праздник, учрежденный вместо годовщины Великой Октябрьской революции 7 ноября. Во время праздников особенно заметно стало столкновение византийской, царской и советской символики: кто же победит и станет путеводной звездой для новой посткоммунистической России?
Смешение торжественных церемоний и мероприятий стало отражением нередко болезненной, а порой и просто комической смеси символов, среди которых Россия пытается отыскать свою постсоветскую идентичность; поиск, продолжающийся уже третье десятилетие.
В четверг молодежное движение «Наши», пользующееся поддержкой Кремля, отметило День единства «Русским маршем», в котором приняли участие около 20 тысяч человек из различных молодежных группировок. Демонстранты несли плакаты с изображением ветеранов Второй мировой войны, «гордости России», и с портретами наркодилеров и владельцев нелегальных казино, «позора России». В другой части Москвы в этот же день националистские группировки провели марш, в котором участвовало более пяти тысяч человек.
А в это время на Красной площади патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, вернувшей свое влияние после десятков лет гонений в советскую эпоху, выразил свою поддержку президенту Дмитрию Медведеву, освятив икону Святого Николая, десятилетиями погребенную под слоями штукатурки в башне Кремля рядом с музеем Ленина.
Торжественная церемония в четверг совпала не только с Днем национального единства, но и с церковным праздником почитания Казанской иконы Божьей Матери и с годовщиной освобождения России от польской оккупации в 1612 году – чудом, приписываемым действию этой иконы.
Кирилл брызгал святой водой надвратную фреску Св. Николая Чудотворца, реставрированную в нише Никольской Башни Кремля, прямо под красными звездами, водруженными 75 лет назад на башнях большевиками. «Осквернение и реставрация этого образа – своего рода символ преодоления исторических разногласий», - сказал патриарх.
Икона Св. Николая была повреждена пулями и шрапнелью во время Октябрьской революции. Эта икона, как и икона Христа в Спасской башне, отреставрированная и освященная в августе (в присутствии Медведева), была покрыта штукатуркой – вероятно, их заштукатурили в 1937 году, рассказывает Елена Гагарина, директор Музеев Кремля. Иконы были так хорошо укрыты, что вновь обнаружили их только в этом году.
В августе Медведев поблагодарил патриарха Кирилла «за участие в восстановлении икон и восстановлении веры», что, по его словам, станет защитой для России.
Растущее сотрудничество Православной церкви и постсоветского Кремля – жена Дмитрия Медведева, Светлана, многое делает для поддержки церкви – сравнивают с временами царской России и с «симфонией», как это называлось, церкви и государства в Византии.
Этот союз был продемонстрирован в четверг на православной выставке рядом с Красной площадью. Рядом с фотографиями и иконами из всех уголков России и из других стран бывшего Советского Союза правительство Москвы представило проекты строительства новых церквей в новых высотных окраинах столицы. Среди стендов от церковных организаций был и стенд, посвященный помощи Южной Осетии, отколовшейся от Грузии и ставшей причиной войны России с Грузией в 2008 году. Был стенд, посвященный празднику Семьи, Любви и Верности, учрежденному Медведевым и русской Православной Церковью с целью укрепления семейных ценностей.
В то время как церковь и государство, пытаются воскресить элементы дореволюционной России – в частности, царского двуглавого орла, происхождение которого восходит к Византийской эпохе – улицы и районы по всей стране еще носят имя Ленина и других революционеров, еще стоят монументы, поставленные в их честь. Государственная Дума обратилась к руководству Москвы с просьбой убрать из ряда мест имя Петра Войкова, большевика, известного своей ролью в убийствах царя Николая II и его семьи, канонизированных в 2000 году Русской православной церковью.
Леонид Решетников, выдающийся историк, присутствовавший на церемонии почитания иконы, говорит, что каждый день вздрагивает, когда видит вывеску «Войковский район», - в этом районе расположен его институт.
Гости на Красной площади стали воплощением неразберихи, царящей в российской истории. Больше всех бросались в глаза казаки. В русских людях, речь которых отмечена французским акцентом, угадывались потомки «белых», бежавших от большевиков.
«Брат моей матери был царским офицером, защищавшим Кремль во время революции», - говорит Елизавета Апраксина (Elisabeth Apraxine), жительница Бельгии и потомок белых русских эмигрантов. Она вернулась в Москву в 1990 годах. Елизавета рассказывает, что изображения икон хранились во многих семьях как «символ расстрелянной России».
Вячеслав Никонов, политолог и внук сталинского прихвостня Молотова, ныне возглавляет поддерживаемую Кремлем так называемую организацию мягкой власти «Русский мир», занимающуюся налаживанием связей с российскими эмигрантами. Он тоже был на церемонии почитания иконы. «И так – по всей России», - заметил он, имея в виду столкновение различных эпох и символов.
Г-н Решетников заявил, что большевистские символы, например, красные звезды Кремля, нельзя заставить исчезнуть силой; это возможно лишь постоянным напоминанием. «Прежде всего, двуглавый орел должен возродиться в сердцах нашего народа, - заявил он. – А как только он воцарится в сердцах, эти звезды сами падут с кремлевских башен».