Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
В эти дни Биньямин Нетаньяху и Абу-Мазен размышляют не о Декларации Бальфура, обнародованной 2 ноября 1917 года, и ее влиянии на мирный процесс на Ближнем Востоке, а о результатах промежуточных выборов в американский конгресс и их влиянии на переговорный процесс. Фиаско демократов превращает главу американской администрации в ближайшие два года, оставшиеся до окончания президентского срока, в "хромую утку" ( что на американском политическом сленге означает слабого руководителя, потерявшего возможность эффективно проводить свои решения).
Все его инициативы, требующие законодательной поддержки (и прежде всего нуждающиеся в бюджетных ассигнованиях) обречены на провал. У сената, в котором демократы сохранили незначительное большинство, очень мало полномочий по сравнению с палатой представителей. Президент Обама может назначить нового посла в Израиле, опираясь на большинство в сенате, но не более того.
Во внешнеполитической сфере у Обамы, на первый взгляд, сохраняются относительно широкие полномочия, но и здесь он не может считать себя полноправным хозяином. Если президент решит прозрачно намекнуть, что еврейскому государству следует быть сговорчивее, он не сможет сократить американскую помощь Израилю. Однако он может взять на вооружение тактику своих предшественников – Форда и Буша-старшего.
Первый остановил поставки оружия в 1975 году, а второй задержал предоставление правительственных финансовых гарантий иностранным кредиторам, которые Израиль пытался получить в США. В этом случае Конгресс не сможет вмешаться в происходящее, поскольку речь пойдет об административном решении. Президент Обама, несмотря на то, что выполнил свои обещания и в течение двух прошедших лет способствовал укреплению безопасности Израиля, может приостановить поставку вооружения – открыто, как это сделал Форд, либо под видом разного рода искусственных препятствий, носящих якобы "технический характер" (подобный посыл будет понятен всем).
В эти дни все чаще обсуждается идея одностороннего провозглашения независимого палестинского государства - без подписания какого-либо соглашения с Израилем. Подобное соглашение может быть утверждено Генеральной ассамблеей ООН. США обладают колоссальным влиянием на решения палестинцев и Лиги арабских государств. Но ни США, ни другие государства (например, страны Евросоюза) не смогут нейтрализовать принятие подобного решение ООН, даже если проголосуют против него.
Подобное решение будет Генеральной ассамблеей утверждено. Между тем в Совете безопасности, решения которого, в отличие от Генеральной ассамблеи, носят отнюдь не рекомендательный характер, США обладает правом вето. Если же Соединенные Штаты воздержатся при голосовании в Совете Безопасности, одностороннее палестинское провозглашение независимости будет утверждено.
Новый конгресс с республиканским большинством в палате представителей в состоянии предостеречь президента Обаму, чтобы тот не воздерживался при голосовании в Собезе. Сделать это конгрессмены могут, использовав "силу кошелька", иными словам – бюджет. 22 процента бюджета ООН оплачивает американский налогоплательщик. Эти выплаты требуют утверждения обеих палат конгресса.
Американское голосование в ООН по палестинскому вопросу, которое придется не по нраву конгрессменам, может привести к прекращениию американских финансовых поступлений в ООН. Президент Обама должен взять это в расчет.