Когда ко мне в Москву приезжают иностранные гости, целый день мне приходится тратить на их «регистрацию», т.е. временную прописку.
Сначала очередь в Сбербанке, где нужно заплатить 2 рубля за каждый день пребывания приезжего в Российской Федерации. Потом – кропотливое заполнение сложного формуляра в двух экземплярах, а еще нужно получить заявление от владельца квартиры или районной администрации о том, что вы имеете право зарегистрировать своего гостя.
С этим нужно идти на почту, снова стоять в очереди. После того, как отстоишь свое, женщина в окошке тщательно проверяет, правильно ли заполнены бланки, нет ли в них зачеркиваний или исправлений. Если хоть одно есть, она заставит заполнять бумаги заново. Когда она, наконец, принимает бланки, она берет за это 300 рублей, ставит на бумаге печати и отдает ее часть клиенту. Это означает, что гость зарегистрирован, и милиционер, который проверит его на улице, не наложит на него штраф за нелегальное пребывание в России.
И так в очередях, на заполнение бланков уходит целый день. Только зачем, если все можно сделать без проволочек: нелегально. Достаточно спуститься в метро, где можно без особого труда обнаружить расклеенные в вагонах объявления с телефонами фирмочек, предлагающих оформить временную и постоянную регистрацию, внутренний (аналог польского удостоверения личности) и заграничный паспорт. Предложение включает также медкнижки и разрешения на работу. И все это за вполне умеренные деньги.
В последнее время в Москве стали популярны «гостиничные чеки», которые стоят 450 рублей, - счет за проживание в каком-либо столичном отеле на его подлинном бланке. Такой «чек» – это две услуги в одной. Для командировочного – это документ, на основании которого можно списать расходы за оплату гостиницы, а в Москве – это не меньше 150 евро за сутки. С таким документом он также получает подтверждение регистрации в городе.
Если кому-нибудь хочется поплавать в Москве в бассейне, при покупке входного билета нужно предъявить справку о стоянии здоровья. Следует пойти к районному врачу, тот отправит на анализ крови, мочи и кала. Если все в порядке, он выдаст бумажку. Анализы и оформление справки занимают несколько дней и стоят 420 рублей. Меньше – 360 рублей – стоит «левая» справка. Телефон фирмы, оказывающей такую услугу тоже можно легко найти в метро. Звонишь, сообщаешь свои данные и через несколько часов можно ехать за бумагой. А за дополнительные 100 рублей курьер доставит справку об идеальном состоянии здоровья на дом.
Летом, когда москвичи задыхались от жары и дыма горящих за городом торфяников, работой были завалены фирмы, выдающие «левые» больничные. Всего за три тысячи рублей у них можно купить справку, освобождающую от работы на 21 день.
«Левые» фирмы, выдающие «левые» документы, работают в Москве практически легально. Работники спецслужб могли бы молниеносно с ними справиться, но таких изготовителей фальшивых документов в России никто не ловит. Все знают, что они работают под хорошей «крышей», то есть покровительством милиции, спецслужб или высокопоставленных сановников, которые получают солидную долю прибыли от этой нелегальной деятельности.
Однажды я увидел в метро листовку, предлагающую заказать «любые паспорта». Оказалось, что в предложении присутствовали паспорта европейских стран. Я позвонил в милицию по номеру 02 и рассказал, что мне предлагали. Дежурный терпеливо меня выслушал и под конец разговора с надеждой в голосе спросил: «Но ведь вы не будете подавать официальное заявление о преступлении?»
Не первый год, десятилетие, век Россия раз за разом объявляет войну коррупции. И раз за разом ее проигрывает. Прежде всего потому, что коррупция для простого россиянина – это не зло, а механизм, который позволяет нормально жить. Здесь давно действует принцип, сформулированный писателем и историком Николаем Карамзиным: «Строгость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения».