Как удалось выяснить изданию Gazeta Wyborcza, у НАТО уже готов план по обороне Польши и стран Балтии. Альянс обозначил конкретные дивизии и порты, которые могли бы быть задействованы в случае возможной операции.
Так называемые чрезвычайные планы не только гарантируют государству вооруженную помощь союзников. Они также являются наброском военной операции, которая может быть проведена на территории государства, если на него совершено нападение. Такие планы еще со времен холодной войны есть у всех "старых" членов НАТО.
У Польши они были уже с 1999 года – с момента вступления в НАТО, но они требовали обновления (в частности из-за вывода некоторых американских частей из Европы). Одновременно мы добивались того, чтобы такие планы были распространены на страны Балтии – Литву, Латвию и Эстонию.
Польские старания увенчались успехом. "Планы для Польши были подготовлены в сентябре этого года после согласования с главами министерств обороны стран Балтии и Польши, - сообщил наш информатор из командования НАТО. – Они включают в себя действия в первой фазе операции. Планы для Польши уже достаточно детальны, для стран Балтии – это предварительный вариант".
"После двух лет работы нам удалось подготовить чрезвычайные планы для Польши", - подтвердил министр обороны Богдан Клих (Bogdan Klich), отказавшись, однако, говорить о деталях – это тайна Альянса.
Из неофициальных источников нам стало известно, что руководство НАТО уже приняло планы. Страны Альянса должны утвердить их в Лиссабоне через две недели.
По неофициальной информации, командование операцией по обороне Польши и стран Балтии возьмет на себя командование Объединенных сил НАТО в голландском Брунссуме, отвечающее за безопасность Центральной и Восточной Европы. Что важно, это командование не затронули сокращения в рамках проводимой сейчас реформы НАТО.
Брунссум назначит штаб-квартиру так называемой высокой готовности, которая будет непосредственно вести операцию в Польше.
В случае, если на Польшу будет совершено нападение, НАТО собирается бросить в бой девять дивизий: их них четыре польские, а остальные – западных стран, в том числе британские, немецкие и американские. Они будут переброшены всеми возможными путями – по суше, железной дороге, воздушным и морским путем.
Уже определены порты, которые должны принимать крупные десантные подразделения. Из польских самое большое значение будет иметь Свиноуйсьце (Świnoujście). В настоящее время в этом порту за деньги НАТО проводится основательная модернизация, чтобы он смог принимать крупные суда – длиной более 200 метров и осадкой более 10 метров.
С натовской помощью был модернизирован и порт в Гдыни. Польше было чрезвычайно важно, чтобы союзнические войска могли высаживаться не только у западной границы страны.
НАТО предусматривает также, что западные войска будут перебрасываться в немецкие порты в городах Росток (Rostock), Висмар (Wismar) и Штральзунд (Stralsund), а в крайнем случае, если высадиться в более восточном направлении будет невозможно, в порт в Гамбурге.
Были определены боевые единицы военно-морского флота, которые будут защищать польское побережье, - это британские и американские суда.
Польская система ПВО уже интегрирована с системой НАТО. Альянс, в частности, расширил радиолокационные станции на территории Польши.
В систему НАТО также включена система Baltic Air Policing. Это ротационная система воздушной обороны, функции которой исполняют военно-воздушные силы отдельных стран НАТО. Они уже несколько раз отгоняли российские истребители, которые проходили вблизи воздушного пространства этих государств или даже его нарушали. Уже в этом месяце в странах Балтии пройдут крупные воздушные учения, в которых примут участие, в частности, американские боевые самолеты.
К обороне Польши могут быть подключены также Силы реагирования НАТО (NATO Response Force). Это соединения разных стран Альянса, которые на ротационной основе несут дежурство безопасности в Европе. Проблема в том, что они все еще не достигли того состояния готовности, какое хотело бы видеть командование НАТО и польское оборонное ведомство.
Министр иностранных дел Польши Богдан Клих считает, что Силы реагирования остаются только на бумаге, и настаивает на том, чтобы они могли, как можно быстрее, провести учения в Польше. Это одно из польских требований для предстоящего саммита в Лиссабоне.