С большим интересом прочел статью Тенгиза Аблотия "Российская империя – свет и тени". Статья важная и очень нужная для понимания процессов, происходящих сегодня между Грузией и Россией. Как всегда автор пишет ярко и очень интересно, и все-таки с его некоторыми оценками мне согласиться крайне трудно.
Начнем с классификации империй. Как мне кажется, тут Тенгиз Аблотия оказался в плену понятий, смешав абсолютно различные явления, условно называемые одним словом. Рассуждая об империях, как и о других вещах в истории, необходимо ощущать не только, и не столько смысловую нагрузку понятия, сколько хронологическую. Например, между римской республикой и Пятой республикой Франции общего ничуть не больше, нежели между римской республикой и империей Александра Македонского. А посему приведенные примеры с гуннами или монголами выглядят крайне некорректно. Даже классическое определение империи, как обширной полиэтничной территории под властью одного монарха, мало что даст нам для предмета изучения. Таким образом, для сравнения империй, нам необходимо ограничить хронологический период, а именно восемнадцатый – девятнадцатый века, а также географический ареал, и рассмотреть варианты, предлагаемые для Грузии Клио в тот период. Иначе, мы рискуем оказаться в плену ложных понятий и идеологических схем.
Конечно, целью данного материала не является детальное описание ситуации на Кавказе к началу девятнадцатого века. Давайте просто смоделируем ситуацию от обратного. Какие альтернативы были у Грузии к тому времени. Историческую судьбу страны и народа всегда определяют размер и география. По размерам у Грузии не было никакой возможности влиять не только на мировую, но и на региональную политику. Так или иначе, со времен Лаши Георгия Грузия была скорее объектом, нежели субъектом мировой политики. Короткий период Георгия Блистательного исключение, которое подтверждает правило. Но тогда возникает вопрос, почему же на протяжении стольких веков находясь между молотом и наковальней двух великих империй – Османской и Персидской, Грузия сохраняла свою государственность. Ответ на этот вопрос опять-таки лежит в географической и цивилизационной плоскости. Дело в том, что естественный ареал данных империй простирался до Большого Кавказского хребта. Персам, также как и туркам было выгоднее иметь буферную Грузию, защищающую их от набегов диких горцев, нежели свою провинцию, которую необходимо было бы защищать, да еще и удерживать. При всей схематичности данного подхода, в разные времена к этому добавлялись разные причины, думаю эту версию вполне можно признать рабочей.
Теперь немного о том, почему Грузия потеряла свою государственность, став колонией Российской империи. В отличие от Османской или Персидской империй, Российская империя была империей западного типа, то есть империей нового времени. Экспансионизм России в девятнадцатом веке, хотя и был упакован в красивую обертку Третьего Рима и восстановления православного царства, по сути ничем не отличался от британского или французского, а водружение крестов на святой Софией было таким же слоганом, как бремя белого человека. Придя на Кавказ и Центральную Азию, Россия вышла за пределы своего географического ареала, и тем самым не могла не навязывать своих ценностей покоренным народам.
Теперь рассмотрим эти ценности по отношению к Грузии. На протяжении многих веков Грузия оставалась единственным христианским государством в исламском мире. Нет, христианских народов в мире ислама было более чем достаточно – армяне и курды, эфиопы и копты, и даже христиане арабы, сумели сохранить веру в Спасителя. Но, христианство как государственная идеология, а именно религия в те времена выступала в роли идеологии, была, если я, конечно, не ошибаюсь, только у грузинских государств, причем даже в те времена, когда грузинские цари были мусульманами. Это все верно, но верно и то, что многовековое пребывание в мире ислама не могло не наложить определенный отпечаток на культуру Грузии. Исламский, а особенно персидский элемент в нашей культуре очень силен, более того, сегодня, за давностью лет, он воспринимается как родной. Итак, в начале девятнадцатого века к Российской империи была присоединена христианская страна с азиатскими адатами и обычаями.
Первое разочарование ждало грузин, когда вместо православного царства, они столкнулись с бюрократическим государством западного типа. Однако, основная часть элиты была довольна новыми, открывшимися возможностями, тогда как у народа, как и во все времена никто и ничего не спрашивал. Прекрасно осознавая, какой град критических стрел может обрушиться на меня, рискну все же утверждать, что европейские ценности пришли в Грузии в шинели русского чиновника и никак иначе. Эта та объективная реальность, которую мы имеем, и отрицать ее весьма сложно. Хорошо это или плохо, вопрос другой, ибо история не терпит сослагательного наклонения.
Более того, социалистический тоталитаризм, доведенный до совершенства этническим грузином, был ничем иным как трактовкой определенных европейских ценностей в русском издании. А посему, размышлять об империях созидателях и разрушителях, конечно, можно, но достаточно бесперспективно. Гораздо интереснее в данном случае посмотреть в будущее. В свое время я писал, что со времен Ивана Грозного Россия, по сути, являлась антитезой западно-христианской цивилизации. Периодически жизнь требовала вестернизации, ибо иначе большой стране невозможно было бы сохранять конкурентоспособность на мировой арене. Примерами такой вестернизации в России можно было бы назвать реформы Петра и Сталина. Правда в первом случае Россия стремилась стать Европой, а во втором, превратить Европу в себя. Это не имеет особого значения, ибо и в том и в другом случае идеология была европейской, западной и не имела ничего общего с русской идеей. Это сегодня, ностальгируя по временам империи, некоторые товарищи пытаются сделать марксиста Сталина чуть ли не верховным носителем этой самой идеи, забывая, что русская идея для вождя народов была ничем иным, как прагматичным средством для мобилизации народных масс в войне с внешним врагом.
С конца восьмидесятых годов на евразийском пространстве начался новый этап вестернизации, этап исторически неизбежный, но с то же время крайне болезненный. Волею судеб, а точнее в силу конкретно исторических причин, Грузия совершенно неожиданно для многих, в том числе и для жителей Грузии оказалась в авангарде этих процессов. Сегодня пришла пора отдавать долги России за ту европейскую культуру, которая была принесена в Грузию с начала девятнадцатого века. Осознание этого факта, на самом деле, гораздо важнее рассуждений о плюсах и минусах российского колониального господства.
Конечно, это мое исключительно личное мнение.