Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После месяцев бездействия Россия начала расследование по делу о взятках при закупке Мерседесов

Взятки в России - явление повсеместное, как любовь к борщу picture
Взятки в России - явление повсеместное, как любовь к борщу picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американские следователи сообщили о том, что компания Daimler - производитель автомобилей Мерседес-Бенц, занималась подкупом чиновников в России, а также еще в 21 стране для того, чтобы обеспечить получение контрактов.

Москва. - Американские следователи сообщили о том, что компания Daimler - производитель автомобилей Мерседес-Бенц, занималась подкупом чиновников в России, а также еще в 21 стране для того, чтобы обеспечить получение контрактов. Компания Daimler согласилась с этим, и в апреле в американском суде была признана  виновной. В результате достигнутой договоренности она обязалась выплатить 185 миллионов долларов в виде штрафов. Но почему, спрашивают русские, так долго молчат следователи? Если Daimler платила взятки, то совершенно очевидно, что на другом конце должны были быть чиновники, которые их брали.

Предъявленное в Соединенных Штатах обвинение, с которым согласилось российское дочернее предприятие компании Daimler, могло бы оказаться полезным и направить того, кто хотел бы в этом разобраться, в Министерство внутренних дел, а также в московское городского правительство. От 4 до 7 миллионов долларов было потрачено на то, чтобы получить заказы от этих двух ведомств, говорится в материалах суда. Более мелкие взятки были выплачены другим ведомствам, в том числе Министерству обороны.

Одна часть денег была передана через третьи руки. Другая часть выплачена напрямую. Только имена этих чиновников скрыты от общего доступа.

Вскоре после вынесения обвинительного приговора российские следователи попросили о возможности ознакомиться с некоторыми доказательствами, собранными в ходе расследования. Однако после этого официально не было никакого движения.

«Дело компании Daimler. Об этом всем хорошо известно, - заявил активный блогер и непримиримый борец с коррупцией по имени Алексей Навальный на слушаниях на Капитолийском холме, проведенных во вторник на этой неделе Хельсинской комиссией. – В России вообще не проводилось никакого расследования».

Это не так, было заявлено в пятницу в Генеральной прокуратуре. Расследование этого уголовного дела уже ведется. Вопрос о «злоупотреблении доверием» будет изучаться. Информационное агентство «Интерфакс», сославшись на источник в этом ведомстве, сообщило, что расследование проводится по «прямому указанию» президента Дмитрия Медведева.

«Это очень серьезное дело, - заявил в пятницу старший научный сотрудник московского представительства организации Transparency International Юлий Нисневич. – Мы долго ждали какой-нибудь логичной реакции… Молчание было очень странным».

Однако сделанное в пятницу заявление привело к еще большей путанице, если не сказать к замешательству. Трудно понять, что за этим скрывается, заметил Нисневич. «Мы имеем дело с хаотичным процессом, подчеркнул он. – Наша система управления и контроля теряет контроль».

Если это так, то это может предоставить дополнительные аргументы тем, кто полагает, что Медведев предпринимает осторожную попытку уйти от вопиющей и наглой демонстрации силы, характерной для эпохи премьер-министра Владимира Путина. Итак, разрешается проведение демонстрации в поддержку свободы собраний 31 октября; строительство вызывавшей бурные протесты автомагистрали через Химкинский лес приостановлено; на этой неделе возобновлено расследование дела о избиении почти до смерти редактора одной из выходящий в Химках газет.
С другой стороны, подчеркивает Нисневич, это может иметь непосредственное отношение к недавнему увольнению мэра Москвы Юрия Лужкова. Кремль, возможно, посчитал для себя удобным представить свидетельства преступной деятельности бывшего мэра и его окружения.

Цель всего этого состоит не в том, чтобы очистить Москву, заявил Навальный во время своего выступления в Вашингтоне на этой неделе. «Операция по замене господина Лужкова – это просто операция по соединению федеральных коррупционных схем с московскими коррупционными схемами, так как Москва – это очень крупный город и очень  лакомый денежный пирог».

Если расследование ограничится взятками в московском городском правительстве и не заметит того, что происходит в Министерстве внутренних дел, а также в других ведомствах, то «это будет подтверждением того, что  существует каста неприкасаемых чиновников», заявил Нисневич в пятницу.

Что касается общественного мнения, то, по его мнению, лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе. «Наше общество жаждет крови чиновников, неважно каких чиновников».

Опросы общественного мнения показывают, что коррупция, как считают россияне, растет по экспоненте в течение последнего десятилетия, и это вызывает очень большую озабоченность. Навальный считает, что есть люди в высших эшелонах российского бизнеса, которые понимают, что прозрачность и игра по правилам могут быть приносить больший доход. В то же самое время он призвал Соединенные Штаты усилить проведение расследований на основании Акта о зарубежной коррупционной практике (Foreign Corrupt Practices Act), с помощью которого и была привлечена к ответственности компания Daimler.

Объявление о расследовании дела Daimler представляет собой только первый шаг. Много других дел не были доведены до этого рубежа: никто из следователей не заинтересовался некоторыми членами парламента со скромными доходами, имеющими непонятные виллы за границей. Никто также не проводил расследование смерти в тюрьме Сергея Магницкого, вся вина которого состояла в том, что он хотел дать показания по делу о чиновниках, замешанных в деле о налоговых махинациях (Магницкому, умершему в ноябре 2009 года, в пятницу в Бангкоке была присуждена премия организации Transparency International «за честность»).

Однако опыт показывает, что обещания провести расследование имеют тенденцию к тому, чтобы оставаться пустыми словами, особенно когда это затрагивает  политические интересы. «Мы надеемся, что это будет настоящее расследование, - подчеркнул Нисневич, - а не  имитация расследования».