Папа Римский Ратцингер ведет упорную борьбу против секуляризации Европы, в частности, Испании, и, похоже, проигрывает эту схватку. Параллельно, в мире распространяются монотеистические религии, в частности ислам и кальвинистские церкви, которые множатся в США.
Ислам, хотя и имеет некоторых последователей на Западе, тем не менее продолжает оставаться религией Третьего Мира, который сравнительно мало конфликтует с христианами. В то же время протестанты и неопятидесятники вызывают серьезное беспокойство у католической паствы Латинской Америки, что не может не отражаться на внешней политики Испании. Сама проблема не является ни богословской, ни мировоззренческой. Население Латинской Америки, в массе своей индейского и африканского происхождения, воспитано в духе католицизма, навязанном ему конкистадорами и колонизаторами. А сплав католицизма и исконных местных верований неизбежно несет на себе печать испанского влияния. Пятидесятники, напротив, стремятся внести свой вклад в деиспанизацию Латинской Америки, что станет одним из последствий обращения в кальвинизм. Или наоборот, сначала деиспанизировать, чтобы потом обратить в кальвинизм. В Центральной Америке миссионеры из США пытались вести проповедь на английском языке среди местных индейцев.
В течение десятилетий Гватемала была главным плацдармом этих религиозных групп, тесно связанных с крайне правыми кругами в США, а именно с возрожденными христианами, которые принимают заметное участие в Движении чаепития (Tea Party).
Эфраин Риос-Монтт (Efraín Ríos-Montt), путчист, бывший военный атташе в Мадриде и основатель Церкви Слово, был первым протестантским президентом этой страны. Под его влиянием еще один приверженец этой конфессии, Хорхе Серрано (Jorge Serrano), также занял президентское кресло, хотя в его случае это уже произошло посредством выборов.
В настоящее время, когда государственные институты в стране бездействуют, наркоторговцы используют ее территорию как автостраду в Мексику, а департамент Петен, занимающий почти треть Гватемалы, живет собственной жизнью под охраной сил безопасности, третий кандидат сектантского протестантизма, Гарольд Кабальеро (Harold Caballero) обладает определенными возможностями одержать победу на ближайших президентских выборах.
И если под влияние сектантсва протестантизм может распространиться на более чем 30% населения Гватемалы, то и в остальных странах Центральной Америки картина приблизительно такая же. В Бразилии этот показатель не ниже 25%. В остальных латиноамериканских странах он колеблется между 10% и 20% с некоторым снижением, по всей видимости, в странах Южного Конуса, где католицизм все больше скатывается в агностицизм. То, что не допустила Контрреформация в XVI веке, происходит сейчас стараниями «пасторов-чудотворцев», выдающих свидетельства о спасении, как будто дело происходит в каком-нибудь супермаркете. Никогда еще такое количество испано- и португалоязычного населения -100 из 600 миллионов человек- не находились вне лона Римско-Католической Церкви. Разумеется, все это происходит неспроста. С одной стороны, с момента обретения независимости Церковь встала на сторону господствующих классов, но когда пошла обратная реакция и возникла теология освобождения, это привело к отходу определенной части их представителей от Церкви, поскольку не почувствовав поддержки со ее стороны, они уже не видели смысла сохранять ей верность. С другой стороны, само по себе испанское колониальное владычество соединила в одно целое распространение христианского учения и эксплуатацию. Все это, преломляясь в сознании местного индейского населения, способствует распространению дохристианских языческих культов, как, например, поклонение богине земли и плодородия Пачама́ма, чему активно способствует президент Боливии Эво Моралес.
Все это, и переход от Римско-Католической Церкви к местным индейским культам, и проповеди пасторов-сектантов не является каким-либо нарушением закона. Граждане имеют полное право выбирать те верования, которые приносят им большее удовлетворение или благо. Но латиноамериканский католик, независимо от того, положительно или отрицательно он относится к присутствию и влиянию Испании, скорее всего, будет в первую очередь принимать во внимание связи своей страны с испаноязычным миром. Протестант же, в отличие от него, займет позицию пассивного отрицания или активного противодействия этим связям. Испания навсегда останется в истории Латинской Америки, как бы далеко ни зашел процесс отхода от христианских ценностей. И хотя самой история предопределила Испании стать родиной Святого Игнасия Лойолы, она уже не является тем оплотом христианства, каким была раньше. И все же, несмотря ни на что, есть еще уголок Земли, где интересы Святого Престола и Испании во многом совпадают. Это Латинская Америка.