Иокогама – Завершая свои встречи с мировыми лидерами в Японии, президент Обама дал на прощание своему российскому коллеге обещание о том, что сделает заключенный ими ядерный договор высшим приоритетом в последние дни работы демократического Конгресса.
Администрация оказывает на Капитолийский холм «полномасштабное давление», как сказал один официальный представитель, заявляя, что новый договор о сокращении стратегических вооружений является критически важным для будущего американо-российских отношений, и что затягивание данного вопроса может нанести непоправимый ущерб.
«Президент четко и публично заявил, что это его высший приоритет из области внешней политики, и что он хочет добиться ратификации на последней сессии в старом составе, - сказал в воскресенье высокопоставленный представитель администрации, - а если президент говорит об этом, то мы сделаем все возможное для достижения данной цели».
В рамках усилий по ратификации договора президентская команда предлагает в предстоящие пять лет выделить дополнительно на комплекс ядерных вооружений 4 миллиарда долларов, что в воскресенье подтвердили американские официальные лица.
Этот договор, подписанный Обамой и Медведевым прошедшей весной, предусматривает в течение семи лет после его утверждения сокращение американских и российских стратегических вооружений до существенно более низкого уровня. Обама опасается, что если Сенат не утвердит его на последней сессии старого состава, то республиканцы, которые в будущем году усилят в нем свои ряды, могут затормозить ратификацию договора. Лидеры Великой старой партии хотят увеличения инвестиций в военную промышленность страны, и президент ранее пообещал увеличить на 10 миллиардов долларов 10-летний объем инвестиций.
Свое обещание российскому президенту Дмитрию Медведеву Обама дал в воскресенье во время проведения форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, когда мировые лидеры заканчивали последний день переговоров по вопросам торговли.
Завершая неделю саммитов, лидеры АТЭС одобрили программу развития, которая способствует реализации соглашений о свободной торговле и противостоит протекционизму. Лидеры также договорились работать над уменьшением торгового дисбаланса, государственного долга и резких колебаний обменных курсов валют.
Во время встречи Обамы и Медведева разговор также шел о проведенной и проводимой работе. Называя впоследствии Медведева «мой друг Дмитрий», Обама заявил репортерам, что он подтвердил свое намерение добиться ратификации СНВ до конца года и передал Конгрессу, что это является «высшим приоритетом».
Этот договор стал первым пунктом в повестке воскресной встречи, о чем сообщают источники из Белого Дома. Обама поделился с Медведевым стратегией администрации в борьбе за обеспечение ратификации, а также поговорил с ним о тех моментах в американской политике, которые, по его мнению, осложняют ситуацию.
В частном порядке чиновники из администрации заявляют, что вопрос с ратификацией СНВ станет показательным, поскольку он продемонстрирует, намерены ли получившие новую власть республиканцы противодействовать любой инициативе демократического президента.
Российские представители выразили определенную обеспокоенность тем, что дискуссии по договору затягиваются. Американские дипломаты также встревожены, заявляя, что это может сигнализировать о предстоящих проблемах.
«Мы думаем, что договор СНВ важен в плане того, что он обеспечивает как соглашение по контролю вооружений, - заявил один официальный представитель, - но мы также считаем, что если решение данного вопроса затянется, то это начнет негативно отражаться и на остальных аспектах российско-американских отношений. Безусловно, ни та, ни другая страна в этом не заинтересована».
После встречи АТЭС Обама планировал посетить статую Большого Будды в Камакуре, а затем вернуться в Вашингтон.