В то время, как в Вашингтоне начинается последняя сессия Конгресса с участием проигравших на выборах конгрессменов и сенаторов, администрация Обамы обещает сделать ратификацию нового Договора СНВ своим приоритетом, а оппоненты ратификации объединяют свои силы, призывая к отсрочке голосования или полному провалу договора, если Обама не пойдет на дополнительные уступки по финансированию «модернизации» [ядерных сил] и противоракетной обороны. Однако самое странное за последние недели – это появление в западных СМИ статей, которые явным образом выступают в пользу договора, как способа укрепить политическую позицию президента Дмитрия Медведева и предположительно ограничить влияние премьер-министра Путина. В этом состоял основной аргумент главы неоконсервативного «мозгового центра» Foreign Policy Initiative Роберта Кагана (Robert Kagan), опубликовавшего недавно комментарий в газете Washington Post, в котором он советовал республиканцам поддержать договор, чтобы их не обвинили, когда в будущем американско-российские отношения ухудшатся. Каган считает само собой разумеющимся, что американско-российские отношения должны ухудшиться, и если это произойдет, он хочет позаботиться о том, чтобы вина была возложена на архитекторов «перезагрузки» - Обаму и Медведева. По сути, Каган хочет вернуться к очернению России, и это будет проще сделать, если Сенат ратифицирует Договор СНВ, а Россия не пойдет немедленно на уступки требованиям США по Грузии и другим вопросам. Ратификация нового Договора СНВ пойдет на пользу и российским, и американским интересам, но его провал облегчит Медведеву задачу отречься от «перезагрузки», которая до сих пор не принесла России никаких ощутимых выгод, и преследовать цели своего правительства в других местах, не особо беспокоясь о реакции Белого дома.
После двух лет высмеивания российского президента, которого они изображали не более, чем марионеткой Путина, некоторые американские ястребы обнаружили, что будет небесполезно сделать вид, будто между Медведевым и Путиным существуют явные различия. Эти ястребы планируют продолжать использовать Путина в роли страшилища, призванного поддерживать недоверие американцев к России, потому что они – неверно – предполагают, что Путин занимает идейную антизападную или антиамериканскую позицию. Это заставляет их приходить к важным стратегическим выводам по поводу того, что, на самом деле является иногда напряженным, но, в целом, работающим политическим партнерством. Путин и Медведев оба являются прагматиками, и в первую очередь озабочены российскими интересами – более того, они оба были готовы сотрудничать с Соединенными Штатами, когда подобное сотрудничество служило интересам обеих стран. Если улучшенные американо-российские отношения по-прежнему будут служить этим интересам и в будущем, нет никаких причин, чтобы кто-либо из них захотел ухудшить их. Российское правительство под руководством Путина и Медведева продемонстрировало готовность благосклонно отвечать на серьезные американские предложения сотрудничества, и равным образом сопротивляться американским провокациям и оскорблениям. То, как администрация Обамы решит вести дела с Россией после провала нового Договора СНВ, определит будущее направление развития отношений.
Для Медведева вряд ли есть что-то более политически пагубное, чем считаться автоматически или надежно «прозападным», так как россияне решительно отождествляют подобную позицию с политикой и правительствами, открыто враждебными российским интересам. Этот взгляд на вещи искажает интерес Медведева к модернизации и европейской интеграции и представляет его, как нечто противоположное российской мощи. Для некоторых представителей Запада лестно думать, что модернизация должна быть неразрывно связана с равнением на политику западных правительств, но очень часто этого не происходит. Это также очень похоже на усилия некоторых политиков внутри США, стремящихся изобразить Обаму, как человека недостаточно решительно поддерживающего американскую безопасность и слишком уступчивого в отношениях с другими правительствами.
Обеспокоенность политическим будущем Медведева, демонстрируемая американскими ястребами, это, на самом деле, чистой воды показуха, в то время как они пытаются избежать ответственности за саботаж американо-российских отношений со своей постоянной агитацией против любого аспекта «перезагрузки». Сначала они последовательно работали против политики, которую пытались проводить Медведева и Обама, а теперь они делают вид, что их беспокоит тот факт, что Медведев будет ослаблен. На самом деле, при условии, что они могут придумать сюжет о том, что Путин усиливается за счет Медведева, эти американские ястребы смогут возобновить антироссийскую пропаганду времен Буша благодаря своему прежнему очернению Путина. Как и в прошлом, это не будет иметь практически никакого отношения к тому, что делает или не делает Путин, но будет основано на карикатуре Путина, созданной ястребами в США для внутреннего потребления.
Нет никаких сомнений в том, что неспособность США ратифицировать новый Договор СНВ обернется конфузом для президента Медведева. Тем не менее, Медведев не будет ослаблен так, как хотелось бы верить его беспринципным западными «сочувствующим». Начать с того, что ответственность за провал нового Договора СНВ полностью падет на американскую сторону, и конкретно на антироссийских ястребов в Республиканской партии. Этот договор может служить нуждам России, но с политической точки зрения больше всего ратификация нужна Обаме. На внешнеполитическом фронте Обаме особо нечего показать за первые два года на посту, и до сегодняшнего момента новый Договор СНВ был главным достижением его президентства.
Оказавшись неспособен обеспечить ратификацию, Обама не сможет хоть сколько-нибудь правдоподобно давить на Россию по другим вопросам, что позволит Медведеву с большей легкостью пропускать мимо ушей американскую критику российской политики и, вероятно, даст ему возможность дополнительно надавить на Обаму, чтобы тот уменьшил поддержку грузинских требований со стороны своей администрации, а также отказался от ненужных планов ПРО. Провал нового Договора СНВ развяжет Медведеву руки и позволит ему проводить российские интересы в отношениях с Ираном, Грузией, Центральной Азией и Европой, не обращая особого внимания на обеспокоенность США, и он сможет продвинуться вперед со своими предложениями по сотрудничеству с ЕС в области безопасности.
Американско-российские отношения пострадают от провала ратификации договора, но это произойдет вопреки усилиям Медведева и благодаря открыто антироссийским настроениям американского политического класса. Таким образом, провал Обамы может превратиться в возможность для Медведева.