Москва. Президент Обама обязался сделать своей главной задачей добиться одобрения Сенатом США договора о сокращении ядерных вооружений (договор СНВ), подписанного им с российским президентом Дмитрием Медведевым в апреле. По его словам, это нужно сделать во время слушаний Конгресса в его уходящем составе.
Русские во многом построили свои собственные внешнеполитические расчеты на успешном заключении этого договора и теперь с волнением следят за происходящим и намекают, что если Обама не добьется своего, то будущее сотрудничества в опасных зонах (Корея, Иран, Афганистан...) окажется под вопросом.
Ядерное разоружение — это единственная область, где русские чувствуют себя вправе говорить с американцами на равных, и то, что в прошлом году Обама решил сделать договор СНВ локомотивом своего движения в направлении улучшения российско-американских отношений, означает, что если затормозит сейчас, то все это движение пойдет прахом.
«Договор СНВ стал главным результатом курса Обамы на “перезагрузку” отношений с Россией, и если его не ратифицируют, то придется заново придумывать всю концепцию, — сказал заместитель директора Института США и Канады (Москва) Виктор Кременюк. — Для Медведева это станет катастрофой. Если договор СНВ провалится, на него немедленно начнутся нападки за политику уступок США, а здесь, как мы знаем, есть немало желающих сказать, что отказ России продать Ирану оружие повредил ее национальным интересам».
В воскресенье, общаясь на обратном пути из Японии с журналистами, Обама сказал, что встретился с Медведевым на саммите «двадцатки», а Россию назвал «отличным партнером».
«Когда мы смотрим на то, насколько важной была помощь России [по таким вопросам, как, например, проведение через Совет безопасности ООН жестких санкций в отношении Ирана и установление канала снабжения войск НАТО в Афганистане через бывшую советскую территорию], то я надеюсь, что мы должны заключить этот договор, потому что он хороший», — сказал Обама.
Быстрее, пока избранные республиканцы не заняли свои места
Вновь Медведев и Обама встретятся в эти выходные на саммите НАТО в Лиссабоне, и российские эксперты выражают надежду, что к этому моменту появятся хорошие вести о судьбе договора СНВ.
«Этот договор крайне важен для наших стран, но, чтобы двигаться дальше в том же направлении, его нужно ратифицировать, — считает специалист из независимого московского аналитического центра «ПИР-Центр», занимающегося вопросами ядерной безопасности, Геннадий Евстафьев. — С другой стороны, как можно доверять США, если у них президент подписывает договор, а Конгресс говорит “нет”? Многие следят за этим очень внимательно».
По словам Обамы, он опять сказал Медведеву, что «намерен завершить дело с договором СНВ во время заключительных слушаний Конгресса». Имелся в виду период до января, когда Конгресс начнет заседать уже в новом составе.
Республиканцы выиграли ноябрьские выборы, и тогда ключевой комитет при российской Государственной Думе — комитет по международным делам — поставил на голосование и принял решение об отказе от автоматической ратификации СНВ. Председатель комитета Константин Косачев сказал, что если республиканцы-сенаторы попытаются внести в договор, ожидающий одобрения двумя третями членов Сената, какие-то значительные поправки, то, возможно, его придется обсуждать с самого начала.
«Меня очень беспокоит вопрос ратификации договора Сенатом США, учитывая результаты промежуточных выборов, — сказал Косачев. — Если “уходящие” сенаторы не ратифицируют его в течение двух недель, то шансы на то, что это случится при господстве республиканцев в Конгрессе еще меньше, чем были раньше».
Возможно, провал СНВ подтолкнет Россию в объятья Китая
По договору СНВ будет сокращено максимально допустимое количество стратегических боеголовок США и России с 2200 до 1550 штук. Также будут установлены новые процедуры, в соответствии с которыми обе страны смогут устраивать взаимные инспекции военных объектов с целью проверки соблюдения условий договора.
В отличие от Сената США, российская Дума практически точно не нарушит составленного Кремлем сценария. Но аналитики указывают, что России предстоит период внутриполитической неопределенности, так как сторонник договора Медведев борется с премьер-министром Владимиром Путиным за то, чтобы элита выдвинула его кандидатом на президентских выборах 2012 года.
А Путин не раз публично высказывался против договора СНВ, так как и он, многие российские «ястребы» считают, что ветшающий сдерживающий ядерный потенциал России слишком уязвим в свете планов США выстроить систему противоракетной обороны глобального масштаба.
Тревоги Путина разделяют многие представители военной элиты России.
«Основное расхождение заключается в следующем: американцы говорят, что их программа ПРО не нацелена на нас, а мы говорим — нет, по нашим расчетам, именно на нас она и нацелена», — сказал министр обороны России Анатолий Сердюков после своего сентябрьского визита в США.
Медведев в последний год немного поменял внешнюю политику Кремля, и она стала более дружественной по отношению к Западу. Медведев говорит, что Россия надеется на модернизацию своей шатающейся экономики и на участие в глобализированном экономическом процессе, а для этого должна подружиться с развитыми западными странами, отпустив на свободу старых союзников — Иран, Венесуэлу и даже Китай.
«Если окажется, что мы не можем принять ответственный, взаимовыгодный и как следует оговоренный договор о разоружении, то люди точно скажут, что с США нельзя иметь дело, — сказал Кременюк. — Многие считают, что наш естественный партнер — это Китай. Опасность в том, что провал договора СНВ может привести к резкой перемене стратегии».