Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Россия защищает «торговца смертью»

© REUTERS/Damir Sagolj Виктор Бут
Виктор Бут
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С тех пор, как Бута арестовали, Россия не жалела усилий, чтобы вытащить его из тюрьмы и предотвратить его выдачу. Москва не слишком завуалировано угрожала в случае экстрадиции Бута отомстить и Таиланду, и Соединенным Штатам. Под угрозой оказалась даже «перезагрузка» отношений между администрацией Обамы и режимом Владимира Путина.

Международные преступники, связанные с российским правительством, привыкли наслаждаться безнаказанностью. Парочка таких даже заседает в парламенте, несмотря на то, что за рубежом их разыскивают за убийства. Поэтому неудивительно, что состоявшаяся во вторник экстрадиция из Таиланда в Соединенные Штаты печально известного торговца оружием Виктора Бута, которого называют «торговцем смертью», заставила Москву во всю глотку кричать о нарушении законов.

«Это – образец вопиющей несправедливости», - кипит министр иностранных дел Сергей Лавров. «Не вызывает сомнения, что противоправная экстрадиция В.А.Бута – следствие беспрецедентного политического давления, оказанного США на правительство и судебные власти Таиланда», - заявляет российский МИД.

Чтобы читатели ненароком не подумали, что администрация Обамы похитила национального героя, имеет смысл напомнить, кого так защищает Москва. Бут, 43-летний бывший российский военный переводчик, два десятка лет снабжал деньгами и оружием преступные режимы и террористические движения по всему миру. В числе его клиентов «Талибан» и «Аль-Каида». Доставляя оружие в такие места, как Конго, Либерия, Судан и Сьерра-Леоне, он способствовал масштабным кровопролитиям в Африке.

В марте 2008 года действовавшим под прикрытием агентам американского Управления по борьбе с наркотиками удалось изловить его в Бангкоке. Бут принял их за представителей колумбийского террористического движения ФАРК, и они записали, как он предлагал продать им ракеты, по его словам, способные сбивать американские вертолеты.

С тех пор, как Бута арестовали, Россия не жалела усилий, чтобы вытащить его из тюрьмы и предотвратить его выдачу. По слухам, она предлагала за это таиландскому правительству скидку на поставки нефти. Кроме того, Москва не слишком завуалировано угрожала в случае экстрадиции Бута отомстить и Таиланду, и Соединенным Штатам. Под угрозой оказалась даже «перезагрузка» отношений между администрацией Обамы и режимом Владимира Путина.

Представьте себе, что госсекретарь Хиллари Родэм Клинтон, пылая праведным гневом, называет несправедливым арест демократической страной американского главаря мафии или наркоторговца. Большинство стран, если вообще пытаются вытаскивать своих подонков, то делают это с помощью закулисной дипломатии. И, тем не менее, режим Путина, похоже, совершенно не стесняется вести публичную кампанию в защиту Бута.

Москвой явно движет не только стремление защитить российского гражданина. Такие эксперты, как бывший корреспондент Post Дуглас Фара (Douglas Farah), соавтор книги о Буте, считают, что российская элита боится разоблачений, которые может сделать Бут в рамках сделки с американской прокуратурой. Где он добывал оружие и вертолеты, которые он поставлял в горячие точки, а также российские самолеты, на которых он осуществлял перевозки? Поставлял ли он российское оружие «Хезболле»? Кто посоветовал ему вести дела с ФАРК – повстанческим движением, поддерживаемым президентом Венесуэлы Уго Чавесом, который, в свою очередь, является одним из крупнейших клиентов российской оружейной промышленности?

Все это - хорошие вопросы, и Путин явно не хочет, чтобы Бут на них отвечал.

Стоит отметить, что у «торговца смертью» может оказаться, в том числе, информация, неудобная для американского правительства. Его компании, по некоторым данным, Пентагон нанимал в качестве субподрядчиков для доставки оружия в Ирак в 2003 и 2004 годах. Однако именно правительство США преследует Бута, а значит, можно предполагать, что оно готово столкнуться с его откровениями. С другой стороны, для России дело Бута может стать редким примером применения принципов законности к одному из российских преступников, пользующихся поддержкой государства. Будем надеяться, что это станет прецедентом.