Госсекретарь Хиллари Клитнтон собирается встретиться сегодня (17 ноября) с сенатскими лидерами на Капитолийском холме для того, чтобы добиться реализации цели администрации и обеспечить ратификацию в этом году договора о контроле над вооружениями с Россией.
Попытка президента Барака Обамы добиться в ближайшее время проведения голосования о ратификации договора об ограничении стратегических вооружений (СНВ) потерпела вчера неудачу, когда сенатор от Аризоны Джон Кайл (John Kyl) – второй по рангу республиканец в верхней палате Конгресса и один из наиболее влиятельных голосов партии по ядерной политике – заявил, что этот вопрос слишком сложен для того, чтобы его можно было решить до конца года.
Клинтон планирует встретиться с лидерами обеих партий, и она попытается использовать заработанную ей за проведенные в Сенате восемь лет репутацию и убедить законодателей ратифицировать договор до того, как демократическое большинство сократится в январе, и тогда будет уже сложнее добиться одобрения договора, который Обама называет одним из своих главных приоритетов.
«Клинтон принадлежала к числу тех сенаторов, которые не испытывали неудобств в работе с коллегами с другой стороны от прохода», - подчеркнул Томас Манн (Thomas Mann), научный сотрудник вашингтонского Брукингского института (Brookings Institute), изучающий работу Конгресса.
Сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин (John Cornin) отметил, что недавно избранные законодатели, приступающие к своей работе в январе, заслуживают того, чтобы их мнение о договоре было услышано.
Голоса республиканцев
«Здесь люди с уважением относятся к госсекретарю Клинтон, но у нас 13 новых сенаторов, которым следует предоставить возможность ознакомиться с договором, - отметил Корнин в интервью. – Не следует пытаться быстро его провести через Сенат в ходе последних заседаний».
При нынешнем раскладе в Сенате администрации США необходимо заручиться поддержкой по крайней мере восьми республиканцев для получения большинства в две трети голосов, необходимого для ратификации в верхней палате Конгресса, состоящей из 100 человек. Начиная с января, Обаме надо будет получить уже не менее 14 голосов республиканцев.
«Если договор СНВ не будет одобрен в этом году, то это создаст угрозу для нашей национальной безопасности, - подчеркнул вчера вице-президент Джо Байден в заявлении, подготовленном Белым домом. – Действовать надо сейчас».
Российская Государственная Дума готова ратифицировать договор СНВ, заявил Андрей Климов, заместитель председателя Комитета по международным делам нижней палаты российского парламента.
«Здравый смысл»
«Но это должно быть сделано согласованно вместе с американцами, - отметил Климов в разговоре по телефону. – Мы не хотим спешить. Мы приняли решение, но мы его еще не формализовали. Мяч теперь находится на американской стороне, так что пусть они там его немного покидают взад-вперед. Мы не будем вмешиваться в их внутренние дела».
Климов подчеркнул, что Соединенным Штатам этот договор нужен больше, чем самому Обаме, и он надеется, что республиканцы в конечном итоге «согласятся со здравым смыслом».
«Положения нового договора не имеют никакого отношения к партийным линиям. Он представляют собой баланс интересов между двумя государствами, обладающими большими ядерными арсеналами», - добавил он.
К числу противников договора относится бывший постоянный представитель Соединенных Штатов при ООН во время правления президента-республиканца Джорджа У. Буша Джон Болтон (John Bolton), который считает, что новый договор предоставляет больше преимуществ России, чем США.
Бюджетные ограничения заставят Россию провести сокращения своего ядерного арсенала независимо от того, когда новый договор вступит в силу, и поэтому, как считают Болтон и другие противники соглашения, ратификация без всякой на то необходимости позволит сохранить ядерный паритет между двумя державами.
Верификация арсеналов
Сторонники договора, в том числе и сенатор от штата Индиана Ричард Лугар (Richard Lugar) – самый старший по рангу республиканец в сенатском комитета по международным делам – считают, что договор позволит обеим сторонам возобновить верификацию ядерных арсеналов друг друга, приостановленную в момент окончания срока действия предыдущего договора почти год назад.
Джозеф Сиринсионе (Joseph Cirincione) – президент расположенной в Сан-Франциско организации Ploughshare Fund, занимающейся вопросами политики в ядерной области, отметил, что на основе договора «будет создан новый строгий режим проведения инспекций, который позволит Соединенным Штатам внимательно следить за российским ядерным арсеналом».
По мнению сторонников договора, мониторинг, включая проверки на местах, даст обеим странам уверенность в том, что противоположная сторона не пытается тайно получить сокрушительное ядерное превосходство.
Согласно новому договору СНВ, количество ядерных боезарядов у каждой из сторон не должно превышать 1550 единиц, тогда как предыдущее соглашение позволяло им иметь 2200 единиц. Кроме того, новый договор также устанавливает предел в 800 единиц для пусковых установок на земле, в воздухе и на море.
Ядерная модернизация
Сенатор Кайл и другие республиканцы заявили, что новый договор, подписанный Обамой и российским президентом Дмитрием Медведевым в апреле, будет препятствовать созданию системы противоракетной обороны. Кайл также отметил, что 10-летний план Обамы, предусматривающий выделение 80 миллиардов долларов на модернизацию американского ядерного арсенала, является недостаточным.
Байден сообщил вчера вечером, что администрация после переговоров с Кайлом предложила израсходовать на эти цели дополнительно 4,1 миллиарда долларов в ближайшие пять лет для обновления американского арсенала и ядерных лабораторий.
«Некоторые сенаторы-республиканцы хотят лишить президента возможности одержать победу, тогда как другие пытаются добиться лучших для себя условий, - подчеркнул Роберт Каган (Robert Kagan), эксперт по вопросам национальной безопасности Брукингского института (Brookings Institution) в Вашингтоне и бывший советник по внешней политике сенатора-республиканца от Аризоны Джона Маккейна (John McCain). – Однако блокирование договора является ошибкой».
Обама 14 ноября в Токио сказал Медведеву, что ратификация Конгрессом договора является его «главным приоритетом» в этом году.
«Реальная» поддержка
Поддержка со стороны Кайла может стать «реальной» (gettable), если Клинтон и администрация готовы изменить договор и более ясно изложить модернизационные компоненты, заявил в интервью сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэхем (Lindsey Graham).
Лугар, Боб Коркер (Bob Corker) от штата Теннеси и Джонни Айзексон (Johnny Isakson) от штата Джорджия присоединились к 11 демократам в Комитете по международным делам в сентябре при голосовании 14-4 в поддержку направления договора на рассмотрение полного состава Сената.
Коркер отметил, что администрация предприняла соответствующие усилия, но теперь ей нужно проявить терпение и внести те изменения, на которых настаивают республиканцы.
«Мы хотим быть уверенными в том, что процесс модернизации уже запущен, и они действительно начали эту работу», - сказал он, имея в виду оружие, которое будет храниться на складах после ратификации договора.
«В прошлом такого рода договоры пользовались огромной поддержкой, - отметил Коркер в интервью. – Я на самом деле считаю, что он может получить необходимое количество голосов».
Последние три договора о сокращении вооружений были одобрены в Сенате и получили более 90 голосов.