Во внешнюю политику США вернулись республиканцы. Победители недавних выборов выражают недовольство некоторыми направлениями политики Барака Обамы, в том числе в отношении России.
Затянет ли грозовыми тучами и без того не слишком безоблачное небо российско-американских отношений после недавнего усиления позиций республиканцев в Конгрессе? На встрече с Дмитрием Медведевым в Японии на прошлой неделе Барак Обама заявил об «оптимизме» относительно своей способности добиться ратификации нового договора по СНВ до конца этого года. Он объявил, что этот вопрос станет приоритетом на «переходной» парламентской сессии, которая продлится до конца декабря, когда новые депутаты должны занять свои места в парламенте.
Министр обороны Роберт Гейтс и госсекретарь Хиллари Клинтон призвали не подвергать опасности соглашение, которое в их глазах является главным символом успеха «политики перезагрузки» российско-американских отношений. В администрации Обамы считают, что переговоры о сокращении ядерных арсеналов позволили ей добиться поддержки России в иранском вопросе, а также упрощения условий транзита грузов в Афганистан через российское воздушное пространство. Отказ принять договор СНВ в этом году может «поставить под угрозу нашу национальную безопасность», высказал свое мнение вице-президент Джо Байден.
Тем не менее, вчера все эти надежды рухнули, когда сенатор-республиканец Джон Кайл (Jon Kyl), который отвечает за переговоры с Белым домом, заявил о том, что с ратификацией стоит подождать до 2011 года. «Нужно еще очень много сделать», - сказал он, намекая на связанные с модернизацией американских ядерных сил финансовые проблемы. Республиканцы также хотят прояснить ситуацию относительно связи, которую проводит Москва между ратификацией договора и отказом от проекта развертывания американской ПРО в Европе. Окрыленная победой оппозиция, кажется, решительно настроена не идти ни на какие уступки Обаме в определении программы заседаний Конгресса. «Самое важное для нас – это сосредоточиться на срочных финансовых и бюджетных вопросах во время переходной сессии, - рассказал источник-республиканец из Комитета Сената по вооруженным силам. - У нас просто нет достаточно времени, чтобы рассмотреть такие сложные и противоречивые вопросы как СНВ или отмена закона «Don't Ask, Don't Tell»[запрещает открыто заявившим о своей ориентации гомосексуалистам служить в армии, прим.ред.].
Торможение процесса ратификации СНВ наглядно свидетельствует о возвращении республиканцев во внешнюю политику США. Как признак произошедших перемен, в понедельник и вторник в одном из самых шикарных отелей американской столицы состоялся масштабный семинар по инициативе новой экспертной группы Foreign Policy Initiative, которая стала последним детищем неоконсерваторов Роберта Кагана (Robert Kagan) и Билла Кристола (Bill Krystol). Ставший настоящей звездой первого дня собрания сенатор Джон Маккейн не стеснялся в выражениях, критикуя дипломатический курс Барака Обамы, и настаивал на том, чтобы перенести дату вывода американских войск из Афганистана с 2011 на 2014 год. Подчеркнув «невероятно жестокое» подавление оппозиции в России, он назвал «тяжким оскорблением» «продолжение оккупации части Грузии» российским войсками. «Я не имею ничего против доброжелательных высказываний президента Медведева. Но Медведев – это марионетка, а Путин – кукловод», - сказал он без обиняков. На последовавшим за выступлением ленче один из лидеров российской демократической оппозиции Борис Немцов (его уже трижды арестовывали за последние несколько месяцев) заявил о «стратегической ошибке», которая заключается в игнорировании подавления свобод в России: «Я понимаю, что Обаме нужен доступ в Афганистан. С тактической точки зрения он прав. Однако в долгосрочной перспективе он ошибается!» Уже давно политика перезагрузки не подвергалась подобной критике во имя соблюдения прав человека. «Повеяло холодом», - написали вчера в полугосударственном российском издании Russia Today, опубликовав изображение Обамы, которого удерживает за шею слон (символ Республиканской партии).
В то же время вполне возможно, что Белый дом пытается использовать позиции республиканцев. Так, со времени прошедшей в сентябре Генеральной ассамблеи ООН президент заметно ужесточил тон высказываний по вопросу прав человека в России, Китае и Иране. Кроме того, во вторник вечером советник Обамы по России Майкл Макфол (Michael McFaul) присутствовал в Конгрессе на премьере фильма, посвященного скандалу вокруг смерти в тюрьме российского юриста Сергея Магницкого, который раскрыл масштабные коррупционные махинации внутри госаппарата. Упорство Вашингтона в экстрадиции торговца оружием Виктора Бута, несмотря на все протесты Москвы, также говорит о том, что Вашингтон не готов пожертвовать всем ради «перезагрузки». Еще одним важным моментом может стать вопрос свободной торговли. В своем стремлении подписать соответствующие соглашения с Южной Кореей, Панамой и Колумбией президент вполне может опереться на консервативную оппозицию для борьбы с протекционистскими настроениями среди демократов, отмечают в The New York Times.
Однако и здесь расклад сил тоже довольно сложен. Как заметил в понедельник Джон Маккейн, появление в Конгрессе сосредоточенных на восстановлении экономики страны депутатов от «Чайной партии» (Tea Party) может привести к серьезной напряженности между этой новой протекционистски настроенной группой консерваторов и интервенционистским течением республиканского истеблишмента. «Меня это беспокоит», - признал Маккейн.