Узколобость сенатских республиканцев поставила их на грань исторической ошибки, которой станут любые попытки блокировать ратификацию договора с Россией об ограничении ядерных вооружений. Между тем, один из лидеров республиканцев, уже выразивший ранее принципиальное согласие, теперь хочет отложить рассмотрение вопроса. Подобный шаг имел бы серьезные последствия на мировой арене.
Договор о СНВ должен сократить число боеголовок и средств доставки, имеющихся у обеих стран. Он основан на подходе «доверяй, но проверяй», который использовался при взаимодействии с Кремлем в военной области со времен Рейгана, и предусматривает инспекции на местах. Без такого договора Соединенные Штаты не будут осведомлены о состоянии российских ракет и арсеналов.
Помимо этого, у договора есть ряд побочных преимуществ, которые на свой лад столь же важны. Он успокаивает Россию, становящуюся все более склочной и непредсказуемой. Он может стать основой для новых договоренностей по вооружениям. Он может помочь привлечь Москву к сдерживанию Ирана с его ядерными амбициями. Наконец, после того, как мы сократим часть боеголовок, нам будет проще убедить остальные ядерные державы последовать нашему примеру.
Чтобы ратифицировать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, необходимы две трети голосов Сената. Даже до выборов 2 ноября это был высокий порог, а теперь, когда в Сенате стало больше республиканцев, договор, заключенный администрацией Обамы, будет еще труднее протолкнуть.
Сейчас главным препятствием служит сенатор-республиканец от Аризоны Джон Кайл (Jon Kyl), которому партия фактически поручила работать над этим вопросом и добиваться от Белого дома новых уступок. Республиканцы хотят расширения гарантий верификации и дополнительных средств на модернизацию оставшегося арсенала. Белый дом уже пообещал выделить на обновление арсеналов 80 миллиардов долларов в течение 10 лет, а недавно на переговорах предложил еще 4 миллиарда, однако Кайла это не смягчило.
Его поведение может нравиться ярым противникам договора, которые считают, что он ограничивает американскую мощь и станет подарком для России. Однако подобные возражения не убедили целый ряд военных и дипломатических деятелей из обеих партий, полагающих, что этот договор будет необходимым инструментом, который сможет обуздать гонку вооружений и снизить ядерную температуру на земном шаре. В самом соглашении, кстати, нет ничего радикально нового, оно лишь развивает действовавший 10 лет пакт, срок которого истек в прошлом году.
Кайл, по-видимому, ведет хитрую политическую игру, требуя уступок и оттягивая время до января, в котором республиканская фракция в Сенате увеличится. Он очевидным образом пользуется ослаблением политических позиций Белого дома.
Однако долгосрочные преимущества явно перевешивают кратковременные выгоды, которых добиваются Кайл и его партия. Этот договор заслуживает поддержки, а не политических игр, сенатор.