Вынужден отдать должное американским консерваторам – они обладают просто сверхъестественной способностью раздувать скандалы и привлекать к себе внимание. Стоило подумать, что они использовали уже все банальные и надуманные «проблемы» - от «детей-якорей» (дети нелегальных иммигрантов, родившиеся в США) до шариата (штат Оклахома недавно принял поправки к конституции штата официально запрещающие исламский правовой кодекс) – как республиканцы, с помощью обычного для себя сочетания политического гения, безграничного цинизма и зловредности, вновь удивили всех, и, возможно, даже самих себя, решив превратить Управление транспортной безопасности (УТБ) в следующее поле битвы в своей бесконечной борьбе против Барака Обамы.
Сложно преувеличить, насколько сюрреалистическим, обалденно сумасшедшим и причудливым является сам вид функционеров Республиканской партии, бегающих из студий Fox News в студии CNN, чтобы угрожающе бичевать УТБ, как некое уникальное проявление зла. Республиканская партия и ее герой-президент Джордж У. Буш сами создали Управление транспортной безопасности менее десяти лет назад и сами завалили чертово место достаточным количеством денег, чтобы наделить его законным статусом (и таким образом сделать его бессмертным). В 2001 году, если кто-нибудь, особенно демократ, был достаточно глуп, чтобы повысить свой голос и робко подвергнуть сомнению необходимость создания еще одной новой правительственной бюрократии после того, как многочисленные правительственные бюрократии, которым было поручено обеспечивать безопасность в аэропортах, столь сенсационно потерпели неудачу, их тут же встречали криками «МЫ НА ВОЙНЕ!»
Конечно, стоит признать, что в первые дни существования УТБ несколько голосов на периферии консервативного истэблишмента (на ум немедленно приходит по-настоящему омерзительная Энн Култер) подвергли сомнению «представления с проверками», проходившие в американских аэропортах. Однако, хотя часть их критики была в тему (например, они верно заметили, что довольно бессмысленно терроризировать престарелых бабушек и маленьких детей), в целом, они возражали не по принципиальным конституционным соображениям («у правительства нет права без разбора обыскивать граждан, если только у него нет причины подозревать их в совершении преступления»), а потому, что это оскорбительное обращение было направлено на «настоящих» американцев. Это были те же самые комментаторы, которые предлагали применять к мусульманам или похожим на мусульман пассажирам авиалиний всевозможные ужасные меры, включая обязательные досмотры с полным раздеванием или использование наручников в течение всего полета, что, даже в таком обществе как американское, было слишком нетерпимо и мстительно, чтобы быть приемлемым для большинства людей. Таким образом, в сущности, любого скептически настроенного консерватора можно было привести в соответствие с республиканским истэблишментом, который больше всего на свете хотел убедить американцев в том, что делает все возможное для их «безопасности».
Однако теперь внезапно ряд либертарианцев и консервативных республиканцев, финансируемых по полной программе теми же самыми финансовыми кругами, что субсидировали Движение чаепития (Tea Party) и возбудили бестолковую истерику по поводу «комитетов смерти», открыто взбунтовались. Это как будто связано с новыми агрессивными процедурами проверки, включающими в себя полное сканирование и личный досмотр, очень сильно напоминающий посягательства сексуального характера. Однако все, кто летал по Америке в течение последнего десятилетия, прекрасно знают, что Управление транспортной безопасности было агрессивным, оскорбительным, мелочным и несуразным с первого дня своего создания.
Я говорю так, основываясь на личном опыте. Когда я учился в университете, наша команда по академической гребле каждый январь отправлялась на тренировки во Флориду, что требовало перелета из бостонского аэропорта Логан, чьи меры безопасности столь наглядно провалились 11 сентября. Одного из моих товарищей по команде угораздило иметь алжирское происхождение, и поэтому он неизбежно становился объектом «случайных» процедур проверки: его уводили в боковую комнату и держали там от 15 до 45 минут, подвергая куче унизительных проверок. Разница в том, как обращались с ним и с остальными членами команды, которые, как один, были белоснежными, была изумительна. Поэтому у меня всегда был крайне предубежденный взгляд на процедуры обеспечения безопасности в целом (если «Аль-Каида» когда-либо проникнет в команду Гарварда по академической гребле, мы по-настоящему обречены), и я уже давно таращусь в немом непонимании каждый раз, когда какой-нибудь консервативный обозреватель начинает использовать особенно дурацкий новостной повод (монашка, которой запретили садиться в самолет или подросток, которого подвергли допросу), чтобы изобразить Управление транспортной безопасности в виде какого-то борца за политкорректность.
Но, возвращаясь к главному выводу, который я пытаюсь сделать, как же эта недавняя стычка между демократами и республиканцами, которая, похоже, окажется еще одной сокрушительной победой для Великой старой партии, демонстрирует соответствующие характеристики двух сторон? Ну, демократы, оказались, как всегда, беспомощными, неорганизованными и слегка жалкими, тщетно пытаясь «вести себя честно» и не «устраивать политические игры», избегая участия в последнем приступе возмущения. Остается лишь гадать, когда демократы поймут, что в политике нет честного поведения, что это отвратительная и безжалостная борьба, но, возможно, что публичное избиение и унижение со стороны республиканцев за действия агентства, созданного самими республиканцами девять лет назад, наконец, придаст им толчок в нужном направлении, хотя бы из-за полнейшей абсурдности ситуации. Что еще важнее, этот эпизод демонстрирует, что демократы, как и всегда, просто впадают в оцепенение при виде недовольства общественности. Они скорее запрыгнут в заполненный приманкой бассейн с акулами, чем рискнут показаться «популистами», как прекрасно демонстрирует их нежелание нажить себе политический капитал на широко распространенной ненависти к зловредной бюрократии, вроде Управления транспортной безопасности.
С другой стороны, республиканцы продемонстрировали, что являются политическими тактиками, которым нет равных ни в навыках, ни в цинизме. Несмотря на то, что с осени 2001 года они очень громко и публично блеяли о превосходстве «безопасности», и что именно их партия создала УТБ, сегодня республиканцы шокированы тем, что подобная бюрократия, чья миссия стимулирует ее быть максимально пронырливой и деструктивной, может причинять беспокойство порядочным американским гражданам. Республиканцы устроят танцы с бубнами и используют все возможные рычаги влияния, как в Конгрессе, так и в СМИ, чтобы гарантировать, что со временем американцы станут ассоциировать цепкие руки операторов досмотра багажа с демократами и их подлым «большим правительством».
Само собой разумеется, что весь этот спектакль больше напоминает фарс, но внешне спонтанная, а на самом деле тщательно спланированная демонстрация ярости по поводу УТБ – лишь один из лучших примеров американской политической системы, ее упадка, ее гниения и ее все большего окостенения.