В отсутствие ратифицированного американско-российского договора по контролю над вооружениями, разведсообщество США сообщило Конгрессу, что ему придется перенаправить в небо над Россией больше спутников-шпионов, которые могли бы использоваться для наблюдения над другими странами, такими, как Ирак и Афганистан, чтобы оказать поддержку вооруженным силам.
Спрос на эти спутники – являющиеся одним из компонентов «национальных технических средств» или НТС – еще больше усилил настоятельную необходимость для администрации Обамы убедить Сенат ратифицировать новый Договор СНВ в ходе последних заседаний в текущем составе.
После развала Советского Союза, американские спутники-шпионы начали перемещать свое внимание с России на другие места, такие, как Ирак, Китай, Пакистан и Индия. Сегодня спутники-шпионы наведены на Ирак и Афганистан.
«По мере того, как за последнее десятилетие выросла угроза распространения ядерного оружия и угроза терроризма, а Соединенные Штаты отправляли войска в горячие точки, приоритеты сдвинулись, мы стали меньше следить за российскими стратегическими силами с помощью национальных технических средств, и одновременно уменьшился общий потенциал наших НТС», - заявила Пола ДеСаттер (Paula DeSutter), выполнявшая в 2002-2009 года обязанности помощника госсекретаря по осуществлению контроля над соблюдением и внедрением условий Договора СНВ.
Вопрос касается «низкоорбитальных спутников», облетающих Землю на высоте примерно 300 миль (480 километров). За последние годы сенсорные датчики спутников улучшились настолько, что могут делать фотографии с очень высоким разрешением и в некоторых случаях предоставлять приблизительное изображение подземных объектов, сделанное с помощью подповерхностного радиолокатора.
Новые спутники могут видеть в темноте с помощью инфракрасных датчиков и сканировать электромагнитный спектр, чтобы увидеть контрольные признаки ядерной активности и беспроводных коммуникаций.
Противники договора говорят, что даже если новый Договор СНВ будет ратифицирован, Соединенным Штатам все равно будет необходимо увеличить слежку с воздуха за российским стратегическим арсеналом.
Договор, подписанный в апреле, восстановит практику проверок на местах российских ракетно-ядерных ШПО, бомбардировщиков и подводных лодок, которые были остановлены, когда предыдущий Договор СНВ истек в декабре 2009 года. Новый договор также запрещает русским создавать помехи или мешать спутникам-шпионам и ограничивает места, где может быть установлено различное ядерное оружие.
Внутри разведсообщества бушуют битвы между различными департаментами и рабочими группами, спорящими о том, где развернуть самые высокотехнологичные спутники-шпионы.
«Возможность проверок [в рамках нового Договора СНВ] позволит нам сконцентрировать наши ресурсы на других целях», - заявил в разговоре с Washington Times сотрудник американской разведки.
Дэниел Гэллингтон (Daniel Gallington), представлявший в 1980-х годах министра обороны на 11 раундах переговоров с Советским Союзом, сказал, что внутри разведывательного сообщества всегда существовало соперничество за национальные технические средства.
«Проблема с национальными техническими средствами в том, что их хотят все, - сказал он. – Тактики хотят их, стратеги хотят их, любой, у кого есть необходимость предоставлять оценки ситуации, хочет использовать столько технических средств и накладных расходов, сколько может получить. Существуют комитеты, которые встречаются и пытаются решить, кто что получает, и средств всегда не хватает».
Однако г-жа ДеСаттер, заметившая, что новый Договор СНВ подразумевает 18 ежегодных проверок российских площадок, сказала, что США нужно больше глаз в небе для подтверждения.
«Наш общий спутниковый потенциал меньше, чем был, и меньше, чем должен быть, - сказала она. – Восемнадцать проверок на местах в год не закроет дыру, оставленную недостаточным потенциалом НТС. Если мы хотим лучше следить за стратегическими целями России, нам придется запустить больше спутников».
Во вторник сенатор Джон Кайл (Jon Kyl), республиканец из штата Аризона, нанес удар по усилиям президента Обамы, стремящегося ратифицировать новый Договор СНВ в Сенате, когда заявил, что не считает правильным голосование по договору в ходе последних заседаний Конгресса в текущем составе. Лидеры Республиканской партии заявили, что последуют примеру г-на Кайла прежде, чем проголосовать по новому договору.
В четверг 10 новых республиканских сенаторов (которые приступят к своим обязанностям в январе) написали открытое письмо лидеру сенатского большинства, демократу из Невады Гарри Риду (Harry Reid) с просьбой дать им шанс проголосовать по новому Договору СНВ.
Г-н Обама назначил вице-президента Джозефа Байдена уполномоченным за ратификацию договора.
«У последней сессии Конгресса нет более высокого приоритета в сфере национальной безопасности, - сказал в четверг г-н Обама, заметив, что соглашение восстановит режим проверок. – Мы не можем позволить себе рисковать нашей способностью проверять стратегическое ядерное оружие России».
Во вторник директор Национальной разведки Джеймс Клэппер (James Clapper) заявил в разговоре с агентством Agence France-Presse: «Мне кажется, чем раньше, тем лучше. Если говорить только с точки зрения разведки, нам лучше с ним или без него? Нам лучше с ним»,
Бывший офицер управления пуском ракет Джон Нунан (John Noonan), имеющий опыт проверок в рамках Договора СНВ, указал, что проверки были лишь частью программы, с помощью которой США следили за российским арсеналом.
«Я отказываюсь верить, что все наши силы и средства сбора разведывательной информации, работавшие в течение шести десятилетий холодной войны, внезапно оказались переведены на другие цели, - сказал он. – Проверки полезны, но они являются частью большей картины».
Среди ключевых поводов для беспокойства разведсообщества тот факт, что сложно искать спрятанные объекты на больших пространствах и трудно получать снимки высокого разрешения потенциальных стартовых комплексов в течение долгого времени.
«Способность покрывать большие территории с высокой степенью точности и устойчивости, что означает 24 часа в сутки, семь дней в неделю – это огромный технологический вызов, который потребует ресурсов, которых на сегодняшний день у нас в легком доступе нет», - сказал вице-президент по стратегии военного подрядчика Harris Corp. Уэсли Ковелл (Wesley Covell). Он отказался обсуждать конкретные возможности США.
Г-н Гэллингтон, являющийся старшим научным сотрудником Potomac Institute for Policy Studies, заявил, что выступает против ратификации нового договора потому, что даже когда проводились проверки, русские всегда жульничали.
Г-н Гэллингтон сказал, что это относится к тому, как русские интерпретировали условия договоров. «Они тщательно разрабатывают протоколы, позволяющие им жульничать, - сказал он. – Они полагаются на язык протоколов, граничащий с возмутительным. Определения классификации, правила подсчета – все они так хитры, что, по сути, они заключают договор на своем собственном языке».
Однако, Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller), выполняющая сегодня обязанности помощника госсекретаря по осуществлению контроля над соблюдением и внедрением условий Договора СНВ, похвалила режим проверок в статье, опубликованной в издании Arms Control Today в сентябре: «В период действия нового Договора СНВ у Соединенных Штатов будет право выбирать, с целью проверок, любые из российских развернутых и неразвернутых носителей и пусковых установок».
Она добавила, что проверки будут дополнены спутниковым наблюдением с воздуха.
«Информация, предоставленная в уведомлениях, будет подтверждаться проверками на местах, а также изображениями, полученными со спутников и других средств, которые вместе составляют национальные технические средства подтверждения каждой стороны», - написала она.
Г-жа ДеСаттер, предшественница г-жи Геттемюллер, сказала, что договор позволяет проводить в год 18 проверок, и что проверки, даже вкупе с изображениями, полученными со спутников, вряд ли окажутся достаточными для предоставления подробной информации о российских арсеналах.