Лиссабон – Выступая на прошлой неделе перед «молодыми атлантистами» из Европы, США и Канады, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен сказал, что понял один момент: для этой молодежи разговоры о холодной войне сродни разговорам о войне Пелопонесской.
Однако именно от холодной войны ведет свое происхождение североатлантический военный альянс между Европой и Северной Америкой, которому исполнилось 60 лет. И именно по этой причине люди чуть постарше аудитории Расмуссена вполне обоснованно поражаются тому уровню сотрудничества между НАТО и ее прежним противником Россией, который был достигнут на завершившемся на днях саммите.
Когда российский президент Дмитрий Медведев присоединился в субботу к лидерам НАТО, среди которых был президент Обама, Россия дала официальное согласие на расширение сотрудничества с НАТО по Афганистану. Россия разрешила увеличить транзит натовских грузов через свою территорию и впервые согласилась на вывоз нелетального военного оборудования с территории Афганистана через свои границы.
Наверное, еще более поразительным для тех, у кого жива память о холодной войне, является другое. Россия не только согласилась с принятым на саммите НАТО решением о создании системы противоракетной обороны для защиты европейской территории и населения от атак баллистических ракет, но и заявила о своем согласии совместно с НАТО изучить возможности сотрудничества в области ПРО и способы налаживания взаимодействия двух систем в перспективе.
Выступая на пресс-конференции после саммита, президент Обама заявил, что одно из преимуществ сотрудничества между Россией и НАТО в области ПРО заключается в демонстрации того, как «тема былой напряженности может превратиться в будущем в область сотрудничества». Обама, назвавший Медведева своим «другом и партнером» (такое обращение характеризует теплые взаимоотношения с Медведевым, чем Обама не может похвастать в отношениях со многими другими иностранными лидерами), сказал, что по мере «перезагрузки» отношений между США и Россией «мы также перезагружаем партнерство между НАТО и Россией».
Внимание угрозам 21-го века
Процесс развития сотрудничества между НАТО и Россией был начат несколько лет назад, однако из-за вторжения России в Грузию и оккупации двух грузинских территорий в 2008 году эти отношения были прерваны. Возобновление и оживление такого сотрудничества стало на саммите одним из многих признаков того, что холодная война отступает, уходя в учебники истории. В более широком плане была принята «стратегическая концепция», или заявление о предназначении и задачах НАТО, которое говорит о переориентации альянса с угроз 20-го столетия, для борьбы с которыми он создавался, на угрозы 21-го века.
Бывший советник по национальной безопасности президентов Джеральда Форда и Джорджа Буша-старшего генерал Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft) заявил после саммита: «Цель новой стратегической концепции заключается в том, чтобы дать ответ на фундаментальный вопрос: для чего существует НАТО? Стратегическая концепция дала ответ на этот вопрос, когда 28 стран-членов договорились о том, что у альянса сегодня три основных задачи: коллективная оборона, урегулирование кризисов и сотрудничество в сфере безопасности. В концепции четко заявлено о том, что НАТО намерена играть гораздо более важную роль, не желая быть просто реликтом холодной войны».
Что касается угроз 21-го века, то НАТО обратит свое внимание на следующее: ускоренное распространение баллистических ракет (против которых направлена программа противоракетной обороны), кибернетическая безопасность, терроризм, пиратство, а также угрозы со стороны недееспособных и близких к банкротству государств, таких как Афганистан и Сомали.
Сокращение бюджетов, рост безразличия
Однако, как считает генерал Скоукрофт, самую большую угрозу существованию НАТО как значимой организации коллективной безопасности следует искать в пределах ее собственных границ. Это сокращение военных бюджетов во многих европейских странах-членах и растущее безразличие общества к армии и ее актуальности в 21-м веке.
«Ключевой экзамен для НАТО … как для стран-членов, так и для военных руководителей, состоит сейчас в том, смогут ли они обеспечить те ресурсы, те войска, технику и подготовку, которые необходимы для выполнения трех указанных в концепции задач, которые были приняты альянсом», - говорит генерал Скоукрофт, являющийся председателем международного консультативного комитета вашингтонского аналитического центра Атлантический совет (Atlantic Council), занимающегося вопросами НАТО.
Обама продвигает договор СНВ
По словам Обамы, американский народ должен гордиться тем, что родившийся 60 лет назад под руководством США Североатлантический альянс, который появился на свет после Второй мировой войны, унесшей жизни столь многих молодых американцев, привел к тому, что «Европа стала единой как никогда».
Но он также упомянул о сегодняшней политике, заявив, что построенной США атлантической безопасности сейчас угрожает новая опасность в виде затрат на поддержание ядерного арсенала времен холодной войны. Он напрямую призвал республиканских сенаторов в Вашингтоне задуматься над этой реальностью и согласиться на ратификацию нового договора о сокращении стратегических вооружений с Россией во время завершающей сессии в старом составе.
Отметив, что отказ от ратификации договора, подписанного им с Медведевым в апреле этого года, угрожает новому духу сотрудничества с Россией, Обама подчеркнул: «Для нас было бы огромной ошибкой сделать шаг назад и вернуться к прежнему недоверию».
Возвращаясь к уже весьма далекой истории, президент добавил: «Сегодня, когда холодная война закончилась, в интересах каждого сокращать наши ядерные вооружения».