Если Виктор Бут согласится сотрудничать с Министерством юстиции и пойдет на сделку, по которой его не будут заключать в тюрьму пожизненно, то, как сказал подробно осведомленный о ходе уголовного дела в отношении Бута сотрудник правоохранительных органов, — «мы, конечно, захотим получить у него подробные сведения касательно тех контрактов в Ираке». Речь идет о крупных военных контрактах, заключенных США в 2003 и 2004 годах, когда грузоперевозочные компании Бута выступали в роли субподрядчиков и доставляли для войск США в Ираке военные грузы.
«Нам надо будет понять, знали ли наши официальные лица, с кем конкретно имеют дело. Если государство знало, что имеет дело с Бутом, то это печально».
А могут ли начаться преследования этих людей?
«Законы о сговоре у нас трактуются широко», — сказал наш собеседник, а уточнять отказался.
Федеральная прокуратура торжествует: им выпал шанс провести суд над Бутом, которого на этой неделе совершенно по-детективному вывезли на небольшом самолете в Нью-Йорк из Таиланда, где его в 2008 году арестовали после операции, проведенной Управлением по борьбе с наркотиками (УБН) США.
Прокуроры торжествуют, но есть опасения, что для Белого дома и для Госдепартамента это будет иметь последствия. Сотрудники этих структур боятся суда над Бутом, имеющим тесные связи с Кремлем и с российскими службами разведки, потому что это может повредить российско-американским отношениям в необычайно важный момент. Отношения уже сейчас натянуты, потому что Сенат на этой неделе попытался заблокировать процесс принятия договора о сокращении ядерных вооружений, который администрация Обамы решила сделать краеугольным камнем своей кампании по «перезагрузке» давно осложнившихся отношений США с Москвой.
Все два года заключения в Таиланде, пока на дипломатическом фронте шла яростная борьба между США и Россией, Бут повторял, что он — честный предприниматель глобального уровня, занимавшийся тем же самым, чем и UPS или Federal Express, просто предпочитавший более экзотические и опасные места, чем американские коллеги по цеху. На этой неделе этот сорокатрехлетний, владеющий многим иностранными языками русский с фирменными кустистыми усами выступил перед федеральным судьей в Манхэттене и отверг все обвинения, в том числе и обвинение в сговоре с целью убийства граждан США за границей.
Прокуроры считают, что Бут скрывает в иностранных банках огромные деньги, но пока что он пользуется услугами нанятого судом нью-йоркского адвоката. Это Сабрина Шрофф (Sabrina Shroff), и в пятницу мы дозвонились ей по телефону, но она отказалась предоставить комментарии о ходе дела.
После ареста Бута в Таиланде он и его родственники начали вести агрессивную и, судя по всему, дорогостоящую пиар-кампанию с целью не допустить его выдачи в США; в частности, был создан мультимедийный англоязычный сайт www.victorbout.com, на котором есть видеозаписи из его скромного детства, прошедшего в Душанбе (столица теперешнего Таджикистана), а также фотографии Бута-ребенка, похожего на херувимчика.
На сайте сказано, что Бут — это «российский бизнесмен, ставший одним из самых знаменитых в мире на основе выдуманных сказок и историй». Пускай Бут отрицает, что совершал преступления, но запредельную самооценку отрицать невозможно: на том же сайте он пишет, что он «динамичный, харизматичный, спонтанный, хорошо одевающийся, красноречивый и крайне энергичный человек». Его карьера торговца оружием легла в основу вышедшего в 2005 году фильма с Николасом Кейджем «Оружейный барон».
Бут привлек к себе внимание США в 1990-х, когда его российские грузовые самолеты начали садиться на аэродромы в искалеченных войнами медвежьих углах Африки, и тогда разведчикам стало ясно, что Бут снабжает оружием как государства, так и выступающих против них мятежников, причем в самых страшных гражданских войнах, которые когда-либо гремели на континенте. Позднее он возник и в Афганистане, где США обвинили его в сотрудничестве с талибами. Два года назад его арестовали в Таиланде: для этого агенты США сыграли роль представителей колумбийских партизан из ФАРК и сделали вид, что хотят купить у Бута оружие и прочую технику.
«Сначала мы пытались выдворить эту организацию из индустрии, потому что он занимался тем, что поставлял оружие в конфликтные зоны в Африке, — рассказывает Ли Уолоски (Lee Wolosky), заведовавший изучением транснациональных угроз при Совете национальной безопасности во времена президентов Клинтона и Буша (его коллеги говорили, что он одним из первых во всех госструктурах правильно определил, чем занимается Бут). — Потом мы обнаружили, что он предоставляет логистическую поддержку талибам. Потом мы заметили все остальное. Он стал игроком мирового значения. Он уже много лет доставляет плохим людям плохие вещи».
По словам Уолоски, после ухода из правительства он с тревогой узнал, что США выплатили Буту за воздушные перевозки в Ираке миллионы долларов — он выступал субподрядчиком государства начиная с 2003 года, задолго до того, как Совет национальной безопасности и прочие государственные структуры обнаружили, что он занимается незаконными перевозками оружия по всему миру.
«Мне неясно, знали ли в правительстве США, что их субподрядчик — это Бут», — признается Уолоски.
Майкл Браун (Michael A. Braun), служивший начальником оперативного отдела УБН в 2008 году, когда была организована операция по захвату Бута в Таиланде, считает, что в правительстве США не понимали, с кем имеют дело, когда заключали контракты с компаниями Бута в Ираке.
«Он мастерски открывал и закрывал компании, а у нашего правительства тогда были проблемы, — комментирует Браун, работающий сейчас частным консультантом по вопросам безопасности. — У государства было не так уж много времени, чтобы проявлять должную осмотрительность по полной программе».
Но Браун признал, что представлять, как правительство США сотрудничает с одним из самых печально известных в мире контрабандистов оружия, неприятно.
«Он делец без совести», — сказал Браун про Бута, отметив, что из-за сравнительно сложных вооружений, доставленных Бутом в Африку в 1990-х, погибли десятки тысяч африканцев. Солдаты и мятежники, раньше воевавшие какими-нибудь тесаками, внезапно получили автоматы Калашникова. По словам Брауна, по всей Африке «Бут занимался тем, что превращал убийц в свихнувшиеся машины для убийства».
Филип Шенон занимался журналистскими расследованиями и писал бестселлеры, а жил в Вашингтоне. Почти все время он работал в New York Times, работая там репортером с 1981 года по 2008. В мае 2008 года он ушел с работы, примерно через месяц после выхода его первой книги «Комиссия, или История расследования событий 11 сентября без цензуры», стала бестселлером как по версии New York Times, так и по версии Washington Post. Он освещал несколько конфликтов непосредственно с места событий, а также был одним из двух сотрудников Times, внедренных в армию США во время нападения на Ирак во время войны в Персидском заливе 1991 года