Президент Дмитрий Медведев назвал прошедший в выходные дни в Лиссабоне саммит НАТО историческим событием. В новой стратегической концепции НАТО подчеркивается, что альянс не угрожает России. Москва согласилась расширить систему транспортного обеспечения сил альянса, находящихся в Афганистане. НАТО и Россия обменялись предложениями о сотрудничестве в области противоракетной обороны, пообещав внимательно их изучить. Это весьма солидная и полезная база, на основе которой можно и дальше осуществлять трансформацию стратегических взаимоотношений между Россией и НАТО. Прорывы не отменяют процессы. Такая трансформация не будет быстрой и легкой, и тем не менее, переход от былой вражды к будущей дружбе возможен. Вот несколько советов о том, как это сделать.
Это хорошо, что блок НАТО не считает себя противником России. Но вопрос в том, не считают ли некоторые его члены Россию потенциальной угрозой для себя, и не считает ли Россия Соединенные Штаты долговременной угрозой собственной безопасности. Предстоит еще многое сделать, чтобы устранить эти опасения. Что касается направления Россия-Центральная Европа, то здесь необходимо и дальше углублять процесс примирения с Польшей, которую Медведев посетит в ближайшее время. Две страны должны стать добрыми соседями. Эту политику примирения следует расширять дальше, подключая к ней прибалтийские государства. А обязанностью Москвы является отказаться от остатков старых советских стереотипов в представлениях о НАТО.
Что касается направления Россия-США, то здесь значительная доля ответственности ложится на Вашингтон. Руководители НАТО оценили важность ратификации нового договора СНВ в Сенате США. Республиканские сенаторы, гордящиеся тем, что являются стойкими защитниками национальной безопасности, рискуют сегодня создать совершенно иное впечатление – впечатление группы, ставящей свои партийные интересы превыше интересов страны. Не лучший слоган для избирательной кампании 2012 года. Однако, пока решается судьба нового договора СНВ, кнопку паузы в процессе перезагрузки нажимать не следует. Вашингтон и Москва могут многого добиться по широчайшему кругу вопросов, решением которых занимается двусторонняя президентская комиссия.
Безусловно, противоракетная оборона занимает особое место в сотрудничестве между Соединенными Штатами, НАТО и Россией. В случае успеха такое сотрудничество даст для преобразования стратегических взаимоотношений гораздо больше, чем любой другой проект. Если сотрудничество в данной области потерпит неудачу, возможно возникновение нового раунда враждебности. Следовательно, крайне важно правильно понимать условия партнерства. Ни совместная система ПРО с принципом «двойного ключа», ни интегрированная система НАТО с Россией в качестве дополнения здесь не пойдет. Необходим более изобретательный подход. Такие элементы ПРО, как контроль пусков и оценка угроз необходимо интегрировать, а пусковые установки должны остаться под отдельным управлением России и НАТО. В любом случае, Соединенным Штатам не трудно будет попытаться сбить иранскую ракету над российской территорией.
Что касается боевой техники и вооружений, то сотрудничество России с европейскими странами НАТО - это отличный путь для разработки передовых и самых современных систем, а также прекрасный способ сэкономить деньги в момент, когда повсюду идет сокращение военных бюджетов. Это также поможет России получить более качественное оружие в период проведения масштабного перевооружения в армии. В то же время, это придаст российским соседям уверенности в том, что бояться такого оружия не надо.
Чтобы такое сотрудничество шло гладко и развивалось устойчиво, России и странам НАТО нужны люди, напрямую взаимодействующие друг с другом. Хорошим началом в этом деле может стать создание колледжа партнерства России и НАТО с целью изучения характера, особенностей и практики сотрудничества. Что касается нематериальной части, то России в процессе проведения военной реформы необходимо больше узнавать о том, как ведущие военные ведомства мира отвечают на вызовы XXI века. Для этого нужно направлять на учебу за границу самых талантливых и амбициозных молодых офицеров, а затем в полной мере использовать их знания и опыт в деле преобразования российских вооруженных сил. Еще одна неплохая идея – пригласить в академию Генерального штаба лучшие военные умы мира для чтения лекций.
Мы не должны испытывать иллюзий по поводу того, где сегодня находятся Россия и НАТО. Они только что отошли от края пропасти. Лишь два с половиной года тому назад они следовали курсом, ведущим к столкновению. Бухарестский саммит НАТО 2008 года породил целую серию событий. Прежде всего, речь идет об обещании альянса предложить Грузии и Украине план подготовки к вступлению в НАТО с приданием этим странам соответствующего статуса, что привело к войне между Россией и Грузией. Ситуация, возникшая после войны, по-прежнему далека от урегулирования, как и другие замороженные конфликты.
Безусловно, теплые отношения и конструктивный уровень сотрудничества между Россией и НАТО напрямую связан с решением украинского президента Виктора Януковича придать стране «внеблоковый» статус, а также с действиями американского президента Барака Обамы по перезагрузке отношений с Москвой. Впервые с середины 1990-х годов вопрос о дальнейшем продвижении альянса на восток больше не стоит в повестке, хотя далеко не все в НАТО и в Грузии этим довольны.
Чтобы счастливые часы в отношениях России и НАТО превратились в долговременный и удачный союз, евроатлантическую территорию необходимо преобразовать в единое и неделимое пространство. Официальные договоры важны, но их недостаточно. Необходимо больше открытости, больше практического взаимодействия на местах. ПРО может радикально изменить правила и условия игры – а в случае неудачи сломать всю игру. Чтобы новые и смелые инициативы и декларации обрели свою значимость, их необходимо подкреплять конкретными действиями.
Поскольку русские протягивают руку, народы Польши и государств Балтии также должны разобрать те психологические баррикады, которые они возвели против России. Это улица с двусторонним движением. Необходима решимость и приверженность делу урегулирования замороженных конфликтов, начиная с Приднестровья. Кроме того, мирное урегулирование между Россией и Грузией обеспечит, наконец, устойчивый мир во всей Европе. А это, в свою очередь, даст России возможность закрыть свой западный фронт и сосредоточиться на решении исторической задачи по превращению в передовую экономическую державу и великую нацию. Лиссабон стал шагом в правильном направлении, но предстоит сделать еще много таких шагов.
Дмитрий Тренин – директор Московского центра Карнеги, консультант Комиссии Евро-Атлантической инициативы в области безопасности (Euro-Atlantic Security Initiative).