Президент США Барак Обама и его коллега, российский президент Дмитрий Медведев, занимаются «перезагрузкой» отношений США и России, предназначенной для улучшения взаимодействия бывших соперников. В Белом доме считают, что «перезагрузка», равно как и ее главный результат — новый договор о сокращении ядерных вооружений СНВ — стала частью кампании по укреплению репутации Медведева (а не премьер-министра Владимира Путина)в рамках российской системы.
На небольшом заседании за круглым столом, прошедшем 20 ноября с группой журналистов-международников (включая вашего покорного слугу из Cable), вице-президент Джозеф Байден говорил о том, что новый СНВ вписывается в общее стремление администрации по усилению Медведева.
«Я действительно считаю, что имеет место некая игра, — сказал он. — Медведев сделал максимальную ставку на «перезагрузку». Кто знает, что сделает Путин? Я предположу, что он был так не сделал [в плане степени приверженности «перезагрузке»], но это лишь мое предположение».
Специалисты по России не очень уверены, что принятие нового СНВ укрепит положение Медведева относительно положения Путина. Большинство из них считает, что Путин был, есть и, скорее всего, будет более сильным из двух российских лидеров.
Байден признал, что никто в Вашингтоне, считая и его самого, не знает, что происходит внутри Кремля, между Медведевым и Путиным; с другой стороны, он искренне верит, что активизация курса на «перезагрузку», в частности, на ратификацию нового СНВ, — это хорошо для Медведева, а усиление Медведева — это хорошо для российско-американских отношений.
«Краеугольный камень позиции Медведева — это «перезагрузка». А в ее рамках главное — это договор СНВ, потому что на нем настаивает не Путин, а Медведев, — объяснил Байден. — Я не хочу сказать, что если СНВ не будет принят, то внезапно опять начнется холодная война с Россией. Но я хочу сказать, что те малозаметные вещи, которые на самом деле значат очень много, — возможно, теперь это уже другие вещи».
Байден сослался на «беспрецедентную», по его словам, готовность России сотрудничать в вопросах Афганистана и Ирана в качестве примера выгодности «перезагрузки» для интересов США, а также сказал, что в случае провала нового СНВ и это может оказаться в опасности.
Но специалисты по России с обеих сторон политического спектра согласились друг с другом в том, что в Вашингтоне зачастую чрезмерно серьезно воспринимают идею о расколе между Медведевым и Путиным в вопросах внешней политики, а также что Медведев вряд ли начал бы заниматься «перезагрузкой» без одобрения Путина. Также они согласны в том, что Путин, скорее всего, опять станет президентом в 2012 году, и тогда с российско-американскими отношениями опять начнутся проблемы.
«У нас в Вашингтоне привыкли считать, что между Медведевым и Путиным идет смертельная борьба за направление стратегического курса России, но этой борьбы не существует, — считает Сэмюэл Чарап (Samuel Charap), сотрудник Центра американского прогресса. — Тем не менее, последствия возвращения Путина в президентское кресло будут серьезными и значительными, и для США это будет плохо».
На самом деле, будучи президентом, Путин заключал с администрацией Буша договоры о разоружении, в том числе договор 2003 года о сокращении стратегических наступательных потенциалов, он же СНП, он же Московский договор, который должен быть аннулирован с момента вступления в силу нового СНВ. Но когда Путин уходил с поста президента, у него остался неприятный осадок, потому что администрация Буша в одностороннем порядке разорвала договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.
Чарап считает, что идею Байдена о серьезных расхождениях Медведева и Путина по стратегическим вопросам нужно воспринимать со «здоровым скепсисом».
«Не могу представить, чтобы Медведев принимал крупные стратегические решения национального значения, не проконсультировавшись с Путиным», — сказал Чарап.
Остальные эксперты считают, что, как бы Путин ни отнесся к новому СНВ, администрация Обамы не должна пытаться участвовать в мутных внутриполитических играх России.
«Пытаться поссорить Медведева с Путиным — это опасно, — сказал старший сотрудник Атлантического совета Александрос Питерсен (Alexandros Petersen). — Мы сосредоточили усилия на Медведеве, и это принесло некоторые дивиденды, но мы не должны тешиться иллюзией, что можно сделать Медведева главным ответственным за принятие решений, потому что этого не будет, пока существует Путин. Не вижу никаких доказательств, что между Медведевым и Путиным возник раскол по этому вопросу. Они на самом деле согласны друг с другом в этом вопросе, то есть сейчас готовы сотрудничать, а в будущем схватятся за любой повод, чтобы снять с себя ответственность, в то же время требуя от США соблюдения данных ими обязательств».
Давая интервью изданию Foreign Policy, бывший при Путине премьер-министром России Михаил Касьянов сказал, что отношения между Медведевым и Путиным — это отношения между «боссом и старшим помощником, который временно занимает должность президента страны».
На вопрос о том, попытается ли Путин стать президентом в 2012 году, Касьянов ответил: «Думаю, не попытается, а просто станет».