Сумел ли Дмитрий Медведев воспользоваться своим президентским сроком, чтобы предотвратить возвращение Владимира Путина и необратимо сблизить Россию с Западом? Не совсем. До этого по-прежнему далеко. Однако можно предположить, что Путин (отметим его молчание), даже если он по прежнему планирует вновь возглавить государство в 2012 году, потерял часть пространства для маневра. После Лиссабонского саммита партнерство России и НАТО стало реальностью, невзирая на всю настороженность. Подобное положение дел диктуется обстоятельствами глобальной геополитики, и даже на посту президента Путину будет трудно заставить Россию вернуться на прежний курс.
Лиссабонский саммит НАТО показывает, что иногда пренебрегать опасениями малых стран бывает выгодно. «Междуморье» —бывшие советские сателлиты и страны Прибалтики, с глубоким подозрением относящиеся к России и настаивающие на дальнейшем продвижении НАТО на восток для защиты их от России— потерпели поражение из-за компромисса между «Старой Европой» (Германией и Францией) и «атлантистами» (США, Британией и т.д.) по поводу ухода из Афганистана и укрепления связей с Москвой.
Хотя разногласия по афганскому вопросу в преддверии саммита были весьма серьезными, Россия сумела согласовать интересы оси «Париж-Берлин» с планом Барака Обамы о «перезагрузке» отношений. Бывшие советские сателлиты и страны Прибалтики при всех исторических обидах, которые они претерпели от имперской России и Советского Союза, идут сейчас не в ногу с глобальными геополитическими тенденциями. История в настоящий момент разворачивается не в Европе (невзирая на успехи венгерских неофашистов!), и в ближайшем будущем это не изменится (невзирая на угрозу еврозоне со стороны государств PIIGS).
Несмотря на взаимопонимание с Николя Саркози и Ангелой Меркель, которого удалось добиться Медведеву, интерес «атлантистов» к новым областям взаимодействия и к трансформации НАТО с учетом новых угроз довольно точно отражает позицию Москвы. Таким образом, итоги саммита в Лиссабоне были удачными и для США, и для «Старой Европы», и для России. Это хорошая новость для Индии, которая получает не только пространство для маневра на региональном и глобальном уровне, но и возможность наверстать упущенное в области сотрудничества с НАТО. НАТО, в конечном итоге, сделала в Лиссабоне именно то, что следовало.
В афганском вопросе Обаме удалось добиться своего. Заявив, что он рассчитывает, что США закончат боевые операции в стране к 2014 году, он не стал брать на себя четких обязательств. По его словам, «трудно загадывать» на четыре года вперед. На этом подходе основан и документ, подписанный НАТО, в котором подтверждается, что альянс продолжит следить за безопасностью Афганистана после 2014 года, и что он будет продолжать сверяться с ситуацией на местах на каждом этапе начинающегося в следующем июле переходного периода. Дело в том, что Афганская война непопулярна в Европе, и на лидеров европейских стран давит общественное мнение, поэтому им нужно назвать некую дату, чтобы его успокоить. При этом обещание продолжать присматривать за Кабулом должно заставить талибов отказаться от идеи залечь на дно до 2014 года.
Чтобы обеспечить стабильность в Афганистане, альянсу нужна российская помощь, и НАТО сумела ей заручиться. В частности, Москва позволила ей задействовать альтернативный маршрут для снабжения сил в Афганистане через Казахстан и Узбекистан, в обход ставших крайне тяжелыми пакистанских маршрутов. Россия также примет участие в подготовке афганских сил безопасности и будет участвовать в борьбе с пиратством и терроризмом.
Обсуждение вопроса о противоракетной обороне показывает, что российско-грузинская война 2008 года забыта. Так как европейский «противоракетный щит» был одной из главных причин трений России с Западом, Москву необходимо было привлечь к его созданию. НАТО уже довольно давно подчеркивает, что ПРО будет нацелена против стремящихся обзавестись ядерным оружием режимов на Ближнем Востоке и в других регионах, а не против Москвы. Россия, со своей стороны, согласилась рассмотреть это приглашение. Она пока его не приняла. Более того, НАТО хочет, чтобы ее новая единая система ПРО существовала отдельно от российской, а Медведев настаивает на полном обмене информации и на ведущей роли России в процессе совместной разработки новой единой системы. Тем не менее, хотя Россия еще не присоединилась к проекту, она к этому близка.
Успехам, достигнутым в Лиссабоне, угрожает один неурегулированный вопрос – проблема СНВ (Договора о сокращении наступательных вооружений). Медведев хочет, чтобы США незамедлительно ратифицировали договор. Обама предложил его на утверждение Сената, в надежде, что он будет рассмотрен в ходе последней сессии, пока «ястребы» из Республиканской партии не увеличили свое влияние в Конгрессе. Европейские союзники Обамы боятся, что договор сорвется, что приведет к срыву противодействия Ирану и переговоров по поводу российских ракет, развернутых вблизи Восточной Европы.
Обама определяет Россию как «партнера, а не как противника». Медведев в ответ обещает, что действия Москвы будут «симметричны» действиям Вашингтона. Соответственно, Россия намерена тщательно отслеживать каждый шаг Обамы. Новая Стратегическая концепция НАТО (документ, формулирующий миссию альянса) предусматривает уменьшение расходов за счет сокращения штаб-квартир и агентств. Это сокращение давно назрело, оно позволит альянсу приспособиться к ограничению оборонных бюджетов и направить средства на противостояние новым угрозам – таким, как кибертерроризм. Таким образом, речь идет о важных достижениях, которые могут позволить НАТО прожить еще десятилетия после окончания холодной войны. Тем не менее, без «дорожной карты» по партнерству с Россией, саммит в Лиссабоне нельзя назвать полностью успешным. Это партнерство должно окончательно покончить с экзистенциальным кризисом НАТО.