В сентябре 2009 года, когда президент Обама решил внести коррективы в планы своего предшественника по противоракетной обороне в Европе, некоторые критически настроенные наблюдатели заявили, что он принес наших союзников в жертву интересам «перезагрузки» отношений с Россией. Было и такое мнение, что он сам сорвет собственную «перезагрузку», если будет действовать по своему плану. Оба мнения оказались ошибочными.
На саммите НАТО, прошедшем в минувшие выходные в Лиссабоне, президент Обама объединил Европу вокруг наших планов по противоракетной обороне и получил мощную поддержку нового договора СНВ, ныне находящегося на рассмотрении в Сенате. Таким образом он доказал, что противоракетная оборона и разоружение друг другу не мешают.
Сложно вспомнить, насколько испорченными были отношения между США и нашими европейскими союзниками, когда пришла к власти новая администрация. Во многих странах общественность негативно относилась к руководству США, а наша политика вызывала возражения у наших давних партнеров. Позитивная атмосфера, стоявшая в Лиссабоне, равно как и существенный прогресс в таких приоритетных областях, как противоракетная оборона, разоружение и «перезагрузка» отношений с Россией, попросту не возникла бы, если бы перед этим два года не велась активная дипломатическая работа.
НАТО согласилось сделать территориальную противоракетную оборону своей новой миссией, и это говорит о том, что президент Обама восстановил фундаментальный консенсус по вопросу стоящих перед нами угроз и способов противодействия им. Когда-то это считалось нерешаемой с политической, технической и финансовой точки зрения задачей, но теперь НАТО решило заняться территориальной противоракетной обороной, и это говорит о том, что альянс уже готов противостоять угрозам двадцать первого столетия.
Угроза баллистических ракет, стоящая перед нашими союзниками, партнерами и развернутыми нами войсками, реальна и растет. В отличие от прежних подходов, эта система противоракетной обороны НАТО будет защищать все страны НАТО в Европе, а не некоторые. К тому же еще до замены систем будет защищено больше европейской территории. Со временем средства обороны будут улучшаться, в первую очередь нацеливаясь на существующие и надвигающиеся в ближайшем будущем угрозы, а затем переходя к более широкому покрытию и защите по мере развития угроз и технологического прогресса.
Вкладом США в эти действия станет так называемый европейский фазовый гибкий подход, который предусматривает применение кораблей Aegis, способный обеспечивать защиту от баллистических ракет, радаров передового базирования, а также наземных перехватчиков SM-3 в Польше и Румынии. В наших системах противоракетной обороны в Европе будут применяться эффективные по стоимости и проверенные технологии, распределенные сети датчиков и орудий, что позволит придать им гораздо большую гибкость, адаптивность и живучесть, чем у ранее предлагавшихся систем. Эта система демонстрирует неуклонную верность Америки пятой статье Вашингтонского договора — что нападение на одного считается нападением на всех.
Противоракетная оборона НАТО также предлагает возможность еще больше улучшить отношения как между НАТО и Россией, так и между Россией и США. НАТО и Россия договорились в Лиссабоне, что проведут совместную оценку угрозы со стороны баллистических ракет, возобновят учения по противоракетной обороне, а также рассмотрят возможности дальнейшего сотрудничества по территориальной противоракетной обороне, а ведь всего этого невозможно было себе представить еще два года назад.
Наличие этих договоренностей подчеркивает стратегическую важность, которую альянс придает улучшению отношений с Россией. Но доверие и уверенность в наших отношениях с Россией будет подорвано, если Сенат не одобрит новый договор СНВ, по которому численность ядерных войск стратегического назначения сократится до уровня, неслыханного с 1950-х годов, а также возобновляется действие важных механизмов проверки, прекратившееся в декабре прошлого года, когда истек срок действия первого договора СНВ.
США проводили проверку объектов в Европе с 1987 года, когда был заключен договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по которому ракеты средней дальности были запрещены. Этот договор показал, что процесс разоружения США и России может делать положение Европы более безопасным, и новый СНВ продолжает эту традицию.
Европейские лидеры понимают, что новый СНВ идет на пользу как их безопасности, так и американцев, и это — важный фундамент для будущих переговоров по обычным войскам и ядерным вооружениям тактического назначения в Европе. Именно поэтому все наши двадцать семь союзников по НАТО выразили желание, чтобы договор был ратифицирован поскорее.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, например, сказал, что задержка ратификации может повредить обстановке с безопасностью в Европе. А лидеры стран, граничащих с Россией (в том числе Польши, Латвии и Литвы) активно высказывались в поддержку договора.
Новый СНВ является также краеугольным камнем нашей кампании по «перезагрузке» отношений с Россией, которые за последние два года значительно улучшились. Это принесло реальную выгоду США и мировой безопасности. Проявленная Россией готовность сотрудничать позволила нам наложить на Иран строгие санкции за его ядерные амбиции, да к тому же Россия отменила поставки передовых зенитных ракет, которые могли бы опасным образом дестабилизировать обстановку. Россия разрешает провозить через свою территорию грузы, предназначенные для наших войск в Афганистане. Наконец, как было продемонстрировано на совете НАТО — России в Лиссабоне, обстановка с безопасностью в Европе улучшилась благодаря более активному стремлению к сотрудничеству с Россией. Мы не должны ставить в опасность этот процесс.
Лиссабонский саммит показал, что руководящая роль Америки для Европы по-прежнему крайне важна. Также он напомнил нам о том, почему столь высоки ставки в вопросе заключения нового СНВ. Наши военные тоже за договор. И наши европейские союзники — за него. На кону интересы нашей национальной безопасности. Сенат должен одобрить новый СНВ.
Джозеф Байден-младший — вице-президент США