Как правило, маленькие государства в заголовках на страницах международных изданий не упоминаются. А когда упоминаются — это означает, что произошло что-то очень хорошее, как было, например, с Эстонией или Сингапуром, или очень плохое, например, война или природная катастрофа. За двадцать лет существования в качестве независимого государства Молдавия не отличилась ни тем, ни этим. Зато теперь у Молдавии есть шанс перепрыгнуть из категории «ковыляющих» государств переходного периода в категорию триумфов регионального значения с точки зрения демократии и экономического модернизации.
Ставки регионального масштаба в Европе высоки. Молдавия — такое место, где успех внешней политики ЕС может стать особенно заметным, и «перезагрузка» настроений в треугольнике США — ЕС — Россия, возможно, примет физическую форму, если будет достигнут ощутимый успех в разрешении одного из последних оставшихся в Европе конфликтов на почве сецессионизма, то есть приднестровского.
С сентября 2009 года Молдавией правит коалиция либерально-демократических партий, пришедшая к власти после восьми лет правления Коммунистической партии. Чуть более чем за год правительство провело целый ряд основательнейших реформ, нацеленных на трансформацию Молдавии и приближение ее к Евросоюзу. Но сейчас, в конце этой недели, в Молдавии пройдут досрочные выборы, и на них решится, продолжится ли преображение Молдавии, или же страна погрузится обратно в летаргический безреформенный сон.
В целом за последние два десятилетия у Молдавии образовалась плохая репутация. Но за последний год мы работали над изменением как стереотипов, так и реальности в Молдавии.
С политической точки зрения за эти два десятилетия нестабильности в Молдавии хватало. Но теперь, оглядываясь назад, можно сказать, что Молдавия — единственное (прибалтийские страны не считаем) постсоветское государство, где абсолютно каждый случай смены власти происходил в результате выборов. Молдавия может похвастаться динамичными СМИ, следящими за действиями государства буквально днем и ночью. Именно такие достижения редко удостаиваются отдельных статей в международных изданиях, но очень важны со структурной точки зрения.
В экономической сфере мы старались расшевелить страну, чтобы она лучше перенесла экономический кризис, одновременно с этим наращивая фундамент среднесрочного роста. Если в 2009 году экономический спад составил 7,8%, то в первом полугодии 2010 г. наблюдался рост в 5,6%. Если прежнее правительство из безрассудного популизма готово было раздуть дефицит бюджета до 16%, то в 2010 году он составил 4,12%. Несмотря на постоянное «затягивание пояса», страна смогла избежать массовых социальных беспорядков, за последние два года поставивших под угрозу стабильность во многих европейских странах. Год был трудный, зато перспективы на будущее хорошие.
Этой весной Молдавия дала в Брюсселе старт новой стратегии реформ под названием «О Молдавии — по-новому», и Европейский Союз, США, МВФ, Всемирный банк и прочие доноры дали гарантии поддержки на общую сумму 1,9 миллиарда евро. Страна также смогла улучшить у себя как деловой, так и инвестиционный климат, сократив бюрократические процедуры и упростив административное бремя, ложащееся на иностранных инвесторов. Всемирный банк зачислил Молдавию в лучшую десятку реформаторов мира с точки зрения затрат на коммерческую деятельность. Кроме того, правительство открыло центр «электронного государства», что позволило резко уменьшить бюрократизм, бумажную волокиту и коррупцию при любых взаимодействиях между государством и его гражданами.
Движущая сила многих достижений, сделанных Молдавией, — это ее желание вступить в Евросоюз. Почти 70% населения поддерживают вступление в ЕС; более 50% внешнеторгового оборота приходится на страны ЕС; после вступления в ЕС Румынии в 2007 году наш язык стал одним из официальных языков альянса. Молдавия — это европейская страна, и ее граждане — это европейцы. Этот факт определяет внутреннюю и внешнюю политику Молдавии гораздо в более существенной степени, чем в случае практически со всеми остальными соседями ЕС.
Так что ничего удивительного, что реформы, навеянные ЕС, придают стране чувство направления и задают стандарт необходимых реформ. В настоящее время между ЕС и Молдавией ведутся переговоры о соглашении об ассоциированном членстве, что еще прочнее укоренит Молдавию в европейском пространстве. Кроме того, мы подписываем с ЕС далеко идущее соглашение о свободной торговле.
Большое значение для граждан Молдавии имеет движение в сторону установления безвизового режима с ЕС. Мы уже работаем над выполнением всех необходимых для этого технических условий. Кроме того, мы ведем с ЕС диалог о либерализации визового режима, а нашей целью является внесение своего вклада в обустройство общеевропейского пространства свободы, безопасности и правосудия. С 1 января 2011 года страна станет первым европейским партнером ЕС, который полностью перейдет на биометрические паспорта. Работники пограничных и таможенных служб Молдавии активно работали над выполнением задания ЕС по модернизации инфраструктуры пограничных переходов. Молдавия для ЕС становится все более и более спокойным соседом, а также хорошим партнером по контролю миграционных потоков.
Достигнут прогресс в области урегулирования сепаратистского спора Молдавии с регионом Приднестровье. Долгие годы из-за этого конфликта Молдавия прозябала в категории стран с «замороженными конфликтами» и без особых шансов на разрешение проблемы. Конечно же, конфликт не является замороженным, но не потому, что на самом деле он бурлит, а потому, что его решение — это не нечто невообразимое. Во внутренней политике целью Молдавии является приобретение большей привлекательности в глазах жителей приднестровского региона. Вот почему каждый шаг, приближающий Молдавию к Евросоюзу, не в последнюю очередь — возможность свободной торговли и свободного перемещения граждан, — это также шаг к разрешению конфликта.
Помогают делу и события на международной арене. В контексте «перезагрузки» в треугольнике США — ЕС — Россия Молдавия приобретает черты одного из ключевых элементов схемы, вокруг которой можно построить архитектуру безопасности Европы. В июне этого года канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев объявили о своем намерении совместно урегулировать конфликт в Приднестровье. США тоже очень сильно поддерживают и активно участвуют в урегулировании конфликта в Молдавии. Крайне важно, чтобы эти возможности превратились в ощутимый прогресс, в частности — в интернационализацию формата, в котором проходит миротворческий процесс, а также придание новой энергии переговорам по урегулированию конфликта.
Никто не сомневается, что Молдавии предстоит преодолеть еще множество проблем. Первая такая проблема — это выборы, которые состоятся 28 ноября. Но свой выбор Молдавия уже сделала: она хочет стать обычным европейским государством, вступив в Европейский Союз, и я твердо верю, что итоги выборов отразят это.
Влад Филат — премьер-министр Молдавии и председатель Либерально-демократической партии Молдавии