Как стало известно, в этом году Газпром переживает трудности, вызванные падением спроса на газ на самом крупном рынке, к которому он имеет доступ, – на рынке Европейского Союза. Падение спроса – это падение прибыли, угроза для амбициозных инвестиционных планов и обслуживания долга компании. Это и уменьшение поступлений в бюджет России. Очередная проблема – снижающаяся уже практически в течение года цена газа на международных рынках.
По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), пик падения цен произойдет в 2011 году, и это положение может продержаться несколько лет.
В третьем квартале текущего года Газпром продавал 1000 кубометров газа в среднем по 318 долларов, в то же время цена в США оставляла 140 долларов. Газпром использует политику диверсификации цен для отдельных получателей. По заявлениям вице-премьера Вальдемара Павляка (Waldemar Pawlak) Польша будет платить от 350 до 370 долларов за 1000 кубометров, т.е. на 50 долларов больше, чем составляет средняя цена для других стран-членов ЕС! Для сравнения, норвежский Statoil берет 282 доллара за 1000 кубометров газа.
Если, основываясь на статистике МЭА, учесть, что за три квартала 2010 года Польша получила 7,11 миллиарда кубометров газа, а в этом году мы планируем закупить 9,7 миллиарда кубометров, это означает, что на российский газ мы потратим примерно на 485 миллионов больше, чем другие страны ЕС. В этом свете газовый договор, который после непонятных действий в отношении помогавшего нам в переговорах Евросоюза был с большой помпой подписан меньше месяца назад, не дает поводов для удовлетворения.
Газпром сообщил, что в этом году он планирует добыть 515 миллиардов кубометров газа – на 15 миллиардов кубометров меньше, чем предполагалось в прогнозе, сделанном весной. Падение спроса на дорогой газ из России усиливает диверсификация поставок газа в страны ЕС (за исключением Польши) из Алжира, Катара и Норвегии.
Ситуация Газпрома не является тайной для наших официальных лиц. Отсюда мое робкое предложение, что этим стоит воспользоваться для пересмотра условий газового договора с Газпромом, включая операторское соглашение. Тем более что таковы ожидания ЕС, высказанные комиссаром по энергетике, а также требования, необходимые для воплощения в жизнь т.н. третьего энергетического пакета, который должен обеспечить свободный доступ третьих сторон к газотранспортной системе.
Можно и следует добиться значительного снижения цены импортируемого газа, так как обоснований для того, чтобы цены для Польши были самыми высокими, нет. Заодно мы поможем Болгарии пересмотреть ее договор по строительству газопровода «Южный поток» и проявим панъевропейскую энергетическую солидарность, которая должна положить конец энергетической зависимости от одного поставщика.
* Хуберт Янишевский – экономист, член наблюдательных советов компаний, котирующихся на Варшавской фондовой бирже.