Иерусалим, 1 декабря 2009 года - Глава военно-политического отдела Министерства обороны Израиля Амос Гилад обращается к заместителю госсекретаря США Эллен Таушер (Ellen Tauscher). «Склонившись над своим хрустальным шаром, Гилад говорит, что Иран, возможно, и не принял решение о создании ядерного оружия, но определенно нацелен на то, чтобы иметь возможность его создать», - описывает ситуацию один американский дипломат. Дипломатия президента Обамы и «стратегическое взаимодействие с Ираном – это неплохая идея, но она точно не сработает», продолжает Гилад, как следует из телеграммы, которая оказалась в распоряжении WikiLeaks и затем была передана изданию Le Monde.
Оценка намерений иранского режима, а также способов разрешения ядерного кризиса занимают значительную часть американской дипломатии еще с 2002 года. Израиль в свою очередь, по всей видимости, постоянно призывает администрацию Обамы ужесточить свою политику. Так, в датированной 18 ноября 2009 года телеграмме мы видим следующие замечания: «Представитель «Моссада» утверждает, что Иран понимает, что положительная реакция на предложения [США] может позволить ему и дальше «тянуть резину». (…) С точки зрения «Моссада», Иран будет использовать переговоры исключительно для того, чтобы выиграть время. Таким образом, к 2010-2011 году у Ирана появятся технологические возможности для создания ядерного оружия. Что сведет вопрос милитаризации [финальная стадия на пути к производству бомбы] к простому политическому решению».
«Израильское правительство считает 2010 год критически важным этапом. Если иранцы продолжат защищать и укреплять свои ядерные объекты, нам будет гораздо сложнее сделать их целью и нанести урон», - говорится в еще одном американском документе. Израиль, как отмечается, ждет, когда американцы предоставят ему предназначенные для уничтожения бункеров бомбы GBU-28. Поставки были намечены на май 2010 года.
«Пять столпов израильской политики»
Вашингтон отправляет эмиссаров, чтобы попытаться успокоить израильских союзников. 13 мая 2009 года влиятельный конгрессмен-демократ Роберт Уэкслер (Robert Wexler) проводит встречу с главой военной разведки Израиля Амосом Ядлином. «Уэкслер объясняет, что президенту США будет гораздо легче убедить американское общественное мнение в необходимости военной операции после провала попыток разрешить вопрос дипломатическим путем. (…) Ядлин отвечает, что не призывает США открыть третий фронт, но в Вашингтоне должны понять, что Израиль смотрит на вещи по-другому и не может полностью отказаться от перспективы военного решения», - говорится в американской ноте.
Возврат в прошлое, в эпоху Буша. В августе 2007 года глава «Моссада» Мейр Даган обозначил «пять столпов израильской стратегии». Американская дипломатическая телеграмма описывает их следующим образом: «A) Политический подход (Даган поддерживает инициативу по передаче иранского досье в Совет безопасности ООН, но говорит, что такой подход не сможет разрешить кризис). B) Тайные меры (Даган и заместитель госсекретаря решили не обсуждать этот подход в широком кругу). C) Противодействие распространению ядерного оружия (Даган подчеркивает необходимость помешать Ирану заполучить информацию и технологии. В этой области нужно двигаться дальше). D) Санкции (Даган говорит, что в этой сфере были достигнуты наилучшие результаты. Три иранских банка находятся на грани банкротства). E) Силовое давление для смены режима (Даган говорит, что нужно развивать усилия, нацеленные на смену режима в Иране, причем, если это возможно, то с поддержкой противостоящих ему студенческих демократических движений и этнических групп азербайджанцев, курдов и белуджей)».
Отношение России к иранскому вопросу, по мнению израильтян, остается «загадкой», говорится в американской телеграмме, написанной в ноябре 2009 года, то есть за год до отказа Кремля от поставок в Иран ракетных комплексов С-300. Стремление убедить Москву присоединиться к западной дипломатии в отношении Тегерана остается одним из основных направлений политики Иерусалима, которое он обсуждает с администрацией Обамы. Во время разговора с Эллен Таушер 1 декабря 2009 года Амос Гилад «объяснил, что Москва потребовала поставок высокотехнологичных израильских беспилотников в обмен на отказ от продажи Тегерану ракет С-300», пишет дипломат. «Гилад сказал, что русские признают свое технологическое отставание в сфере беспилотников и готовы заплатить миллиард долларов за израильские технологии. Он повторил, что Израиль не будет продавать свои новейшие разработки, объяснив это тем, что они вполне могут оказаться в руках китайцев», - говорится в записке.
В тот же день представитель израильского МИДа Йосси Галл заявил Таушер, что «график очень важен» и что «пришло время приступить к парализующим санкциям [против Ирана]». «Галл сравнил необходимость ужесточения санкций с рецептом на антибиотики: нужно принимать все лекарства в ходе всего срока лечения, иначе медикаменты не подействуют», - говорится в дипломатической ноте. С июля 2010 года, по решению Барака Обамы, американские санкции против Ирана вышли на новый уровень.