Вашингтон – Похоже, что президент Обама наращивает импульс силы в своих попытках добиться от Сената утверждения до конца года нового договора с Россией о контроле вооружений. Но не исключено, что сделано это будет в ущерб другим законодательным приоритетам, которые пользуются намного большей поддержкой у его либеральных сторонников.
Теперь, когда все большее количество республиканцев сигнализирует о своей готовности проголосовать за так называемый новый договор СНВ, Обама сталкивается с другой проблемой. Ему надо умело и дипломатично договориться со своими сторонниками, которые хотят, чтобы он в оставшееся время заключительной сессии в старом составе Сената посвятил больше усилий таким вопросам, как иммиграция и права гомосексуалистов. В то же время, ему необходимо убедить достаточное количество членов оппозиции в наличии веских причин голосовать за новый СНВ.
Демократы в Белом доме и в Сенате с возрастающим оптимизмом говорят о том, что сумеют набрать большинство в две трети (67 голосов), которое необходимо для ратификации, несмотря на сопротивление со стороны сенатора от Аризоны Джона Кила (Jon Kyl), являющегося главным переговорщиком от республиканцев. Руководители республиканцев в Сенате выражают надежду, что им удастся найти для Кила возможность поддержать договор. А если он его поддержит, то вслед за ним за соглашение выступят многие его соратники по партии.
Но получить голоса в поддержку это еще не все. Такая поддержка не будет иметь никакого значения, если в календаре у Сената не останется времени на прения по договору.
В качестве компенсации демократы могут выступить с другими инициативами, например, отменив запрет на службу в армии не скрывающих своей ориентации гомосексуалистов, а также создав возможность для предоставления юридически узаконенного права на жительство для некоторых нелегальных иммигрантов, приехавших в США в детском возрасте. Белый дом заявляет, что все эти вопросы еще можно решить; однако некоторые представители Демократической партии соглашаются с тем, что чем-то придется пожертвовать.
Республиканцы в Сенате заявили в среду, что заблокируют рассмотрение любого другого вопроса, пока Сенат не продлит решение администрации Буша о сокращении налогов, срок действия которого истекает в конце месяца, и не профинансирует деятельность правительства. Кил, который также возглавляет от Республиканской партии переговоры в Сенате о сокращении налогов, говорит, что этот вопрос необходимо решить к понедельнику, чтобы осталось достаточно времени для рассмотрения договора.
Кил добивается от Обамы дополнительных гарантий по модернизации ядерных вооружений, но он никогда не исключал, что голосование может состояться в этом году. По словам других республиканцев, если президент продемонстрирует, что ответил на все вопросы Кила, республиканским сенаторам будет сложнее выступать против договора.
Действуя в данном направлении, сторонники договора в Сенате добились в среду того, что руководители трех ядерных лабораторий в своем письме «выразили глубокое удовлетворение» по поводу планов администрации выделить в предстоящие 10 лет 85 миллиардов долларов на модернизацию их объектов.
Этот план обеспечивает «достаточный уровень финансирования сбалансированной программы, которая позволит сохранить и укрепить научно-техническую и конструкторскую базу», - говорится в письме, которое подписали Джордж Миллер (George Miller) из Ливерморской национальной лаборатории им. Э. Лоуренса, Майкл Анастасио (Michael R. Anastasio) из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, а также Пол Хоммерт (Paul Hommert) из Национальной лаборатории Сандия.
Сенатор-демократ Джон Керри из Массачусетса, возглавляющий комитет по международным отношениям, заявил, что письмо является «внепартийным золотым стандартом» по данному вопросу. По его словам, оно показывает, что «администрация выполняет все обещания, данные президентом Обамой по этому важнейшему направлению». Керри встретился во вторник с Килом и другими республиканскими сенаторами.
Сенатор Ричард Лугар из Индианы, являющийся коллегой Керри от Республиканской партии и активнейшим сторонником договора СНВ, заявил, что слово директоров лабораторий должно стать решающим в вопросе модернизации. «Не думаю, что мы можем подвергать сомнению их оценки», - сказал Лугар.
Белый дом пригласил в среду в Овальный кабинет еще одного видного республиканца, бывшего госсекретаря Колина Пауэлла, попросив его присоединиться к усилиям Обамы в Сенате. «Этот договор полностью соответствует интересам Соединенных Штатов Америки, интересам всего мира и, честно говоря, интересам Российской Федерации», - заявил отставной генерал Пауэлл.
Вместе с четырьмя другими бывшими госсекретарями-республиканцами (Генри Киссинджером, Джорджем Шульцем, Джеймсом Бейкером и Лоуренсом Иглбергером) Пауэлл поставил свою подпись под статьей, размещенной в среду на сайте Washington Post.
Такой мощный напор по всем фронтам показывает, что Обама рассматривает в качестве своего главного законодательного приоритета до конца года именно этот договор, а не соглашение о сокращении налогов. И хотя президент выступает в поддержку отмены ограничений в армии в отношении гомосексуалистов и за «закон мечты» об иммиграции, он не проводит в их защиту такую же активную публичную кампанию. Кое-кто воспринимает это как сигнал о том, что Обама в интересах ратификации договора СНВ может принести в жертву одну из вышеуказанных законодательных инициатив.
Но это весьма сложный и запутанный политический расчет. Гомосексуалисты и испаноговорящие демократы составляют важную часть избирательной базы президента, а вот строго определенной группы сторонников договора о контроле вооружений в стране не существует. Более того, сенатор из Невады Гарри Рид (Harry Reid), являющийся лидером сенатского демократического большинства, твердо намерен добиться принятия «закона мечты», поскольку он дал такое обещание своим избирателям во время кампании по переизбранию, которую он выиграл с трудом.
Пока не ясно, как Обама будет лавировать среди этих встречных течений. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс (Robert Gibbs) утверждает, что все эти вопросы можно будет решить в предстоящие четыре недели. «Есть еще много времени для того, чтобы проделать большую работу», - заявил он.
Гиббс выразил твердую уверенность в том, что Белый дом добился успехов в продвижении договора. «На прошлой неделе, или две недели тому назад мы были готовы объявить о том, что СНВ мертв», - сказал он. Сейчас, когда часть сенаторов-республиканцев высказалась в пользу договора, «появилось понимание того, что ратифицировать договор крайне важно».