СМИ Белоруссии
…Радыё Рацыя отмечает, что, выступая на саммите ОБСЕ в Астане, Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия заинтересована в мирной развязке конфликта в Грузии. Его ответы для грузинских СМИ были восприняты некоторыми средствами массовой информации как поддержка Грузии и ее президента Михаила Саакашвили в конфликте с Москвой.
По мнению политолога Александра Класковского, сказанное Александром Лукашенко можно воспринимать, как поддержку Грузии: «Формально это заявление Лукашенко о том, что он поддерживает грузинские мирные инициативы, выглядит абсолютно безобидно. Однако здесь важен контекст и характерный резонанс, так как СМИ сразу стали это подавать в заголовках, мол, Лукашенко поддержал Тбилиси и Саакашвили, и констатация здесь такова, что это, естественно, антироссийский вызов.
Здесь надо учитывать, что Саакашвили, Грузия – это сильные раздражители для Москвы и даже такое безобидное заявление в сегодняшних напряженных условиях между Минском и Москвой является определенным шагом и вызовом в демонстрации своей независимости. Александр Класковский считает, что после такого заявления Россия тем более не может надеяться на признание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии, потому что если Минск не сделал этого сразу, под большим давлением со стороны России, то тем более не сделает этого и сейчас».
…В комментарии в газете «Звязда» к итогам саммита ОБСЕ обращается внимание на интервью Александра Лукашенко казахстанским СМИ, в котором прозвучало заявление о том, что белорусские НПЗ будут перерабатывать казахстанскую нефть. И после ее переработки на наших заводах будем поставлять нефтепродукты вместе с вами на европейский, российский, белорусский, украинские рынки. Что касается функционирования Таможенного союза, это тоже очень серьезное сотрудничество.
При переходе к ЕЭП существующие вопросы будут значительно проще решаться. Есть у нас непонимание с российской стороной (на формирование ЕЭП), но раз уж на это пошли, надо понимать, что все здесь должно подчинено главной идее – свободе движения товаров, рабочей силой, капиталов. В этом аспекты сотрудничества стороны пока делают только первые шаги, и пока надежды больше, чем эффективности. Тем не менее, на первом этапе работы Таможенного союза, по крайней мере, на уровне принятия решений, согласование, проблем НЕ возникает, а если Они есть, то решаются на уровнях экспертов и членов Комиссии ТС. Главное сейчас – от этой первое стадии перейти к ЕЭП». По словам Александра Лукашенко, европейцы также заинтересованы в свободных передвижении по Беларуси и далее в Россию и Казахстан. Поэтому, я думаю, они примут соответствующие решения.
СМИ Латвии
…Опубликованное WikiLeaks сообщение американских дипломатов раскрывает детали того, почему в ноябре 2006 года в дни саммита НАТО в Ригу не приехал тогдашний президент России Владимир Путин. «Диена» в свое время об этом несостоявшемся визите Путина с целью поздравить президента Франции Жака Ширака с днем рождения сообщила эксклюзивно. Вначале латвийские дипломаты отрицали планирование такого визита, но позже подтвердили это.
В депеше посольства США в Париже в Госдепартамент от 12 декабря 2006 года говорится, что 7 декабря заместитель госсекретаря США по европейским делам Даниэл Фрид встречался с дипломатическим советником Ширака Морисом Гудро-Монтанем, который рассказал о перипетиях в связи с намеченным, но позже отмененным ужином Путина, Ширака и тогдашнего президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги в завершении саммита НАТО в Риге 29 ноября.
Дипломатический пинг-понг начался после того, как советник Кремля Сергей Приходько предложил французской стороне встречу Путина с Шираком в одном из аэропортов Парижа. Российский президент хотел поздравить французского коллегу с днем рождения. Представители Ширака поддержали эту идею, но уточнили, что в этот день он будет находиться в Риге. Приходько предложил организовать встречу в столице Латвии. Французы проинформировали об этом канцелярию президента Латвии и предложили латышам организовать неофициальный ужин.
Канцелярия главы латвийского государства согласилась, но с условием, что состоится также двусторонняя встреча Вике-Фрейберги и Путина. Приходько сказал Гудро-Монтаню, что это будет «сложно» с учетом царящего в российском обществе негативного мнения о Латвии.
Позже латыши пояснили французам, что Кремль отверг проведение ужина в Рижском замке или резиденции президента Латвии, но обсуждалась возможность собраться в одном из культурных центров. Гудро-Монтань призывал российскую сторону принять последнее предложение, и ему казалось, что русские готовы согласиться. Однако вечером 28 ноября Кремль отказался от идеи ужина, по всей вероятности, потому что предложенное место его проведения (возможно, Малая гильдия или Дом Черноголовых) находится на расстоянии 200 метров от Музея оккупации.
В свою очередь, в одном из сообщений посольства США в Москве за апрель 2009 года рассказывается, как тогдашний мэр российской столицы Юрий Лужков использует средства из бюджета города для усиления политического и экономического влияния Москвы за рубежом. В документе сказано, что московские деньги выделяются различным организациям этнических русских на Украине и в странах Балтии, а в 2008 году финансы метрополии были вложены в создание автомобильного завода Amo Plant в Елгаве для обеспечения бесперебойного снабжения запчастями автозаводов Москвы.
…На этой неделе произошло два достойных упоминания связанных с соседней страной, которую перед Рождеством, возможно, посетит президент Валдис Затлерс, события. Оба события связаны с первыми лицами России - президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным, пишет газета Ir.
Медведев выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. Сложилось впечатление, что текст в последний момент был основательно отредактирован, потому что он получился бессвязным. Приблизительно 40% времени Медведев говорил о демографической ситуации, и о том, что нужно сделать, чтобы улучшить жизнь детей. Тема, конечно, важная, однако это отнюдь не единственная проблема России. Во всяком случае, т.н. политическая элита вряд ли дождалась от президента того, чего ждала. Однако есть в речи президента некий фрагментик, который достоин отдельного упоминания.
«Я хотел бы открыто сказать, что в ближайшие десять лет нас ждет следующая альтернатива: или мы достигнем согласия по противоракетной обороне и создадим полноценный совместный механизм сотрудничества, или же, если нам не удастся выйти на конструктивную договоренность, начнется новый виток гонки вооружений. И нам придется принимать решение о размещении новых ударных средств», - сказал Медведев.
Прошли сутки и еще немного, когда во время телемоста с CNN Путин сказал, что «России просто придется заботиться о своей безопасности различными способами: устанавливать новые ударные комплексы против новых опасностей, создавать новые образцы ракетной техники».
Предмет заботы Медведева - высказанное им на саммите НАТО в Лиссабоне и оставшееся без ответа предложение о создании общей системы противоракетной обороны. Оно осталось без ответа, потому что, отвечать, в действительности, не на что, поскольку предложение очень противоречивое, и поэтому вряд ли реализуемое.
Путин говорил о необходимости ратификации застрявшего в США Договора о сокращении стратегических вооружений (START).
Базирующаяся в Европе система противоракетной обороны не продвинулась дальше стадии намерений. В свою очередь, задержка с ратификацией START никоим образом не связана с отношениями США и России. Ее причины нужно искать в противоречиях между представленными в законодательной власти США партиями и в негативном отношении многих госмужей Америки к президенту Бараку Обаме. Вряд ли Медведев и Путин обо всем этом не знают. Однако в обоих качественно разных случаях они говорят о достижении желаемого им решения языком ультиматумов, угрожают возобновить гонку вооружений.
Гонка вооружений была неизбежным атрибутом политики 20 и более лет назад в двуполярном мире, в котором мерялись силами две несовместимые общественно-политические системы. У т.н. лагеря социализма было больше танков, самолетов, подводных лодок, только эта система ушла в небытие.
Возможности России и Советского Союза существенно отличаются. Прежде всего, гонка вооружений требует денег, а России их не хватает для решения намного более неотложных, жизненно важных для государства задач. Объявлять гонку вооружений с намного более богатым и на голову выше в технологическом смысле государством, которое, по крайней мере, не считается враждебным (холодная война закончилась 20 лет назад), - это немного странно. И еще необходимо помнить, что российская военная промышленность основательно устарела и «износилась». До такой степени, что ее продукция перестает соответствовать потребностям Вооруженных сил страны. Современные десантные корабли (завершение эпопеи с Mistral ожидается в этом месяце) хотят покупать у Франции, беспилотные самолеты – в Израиле. Десять лет Россия работала над созданием подводной баллистической ракеты нового поколения «Булава». Пока результат таков, что страшно принимать ее на вооружение. Может упасть на собственные головы. Обеспечивать «Калашниковыми» различные «режимы горилл» - это Россия еще может.
Возможное объявление гонки вооружений, конечно, является блефом, подготовкой бумажного тигра к прыжку. Цель этого, по всей вероятности, внутриполитическая, чтобы продемонстрировать гражданам России: мы сверхдержава. Это может быть связано с ожидаемым в ближайшее время «затягиванием поясов». Нужна же в бочке с дегтем какая-то ложка меда.
СМИ Армении
…Газета «Аравот», комментируя итоги саммита ОБСЕ, отмечает, что причины, из-за которых в Астане не было принято ни одного решения, разные, и Wikileaks среди них не первая причина, а просто пикантная подробность, которая еще больше испортила настроение президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. На самом деле, конечно же, решающую роль сыграла договоренность Запада и России, согласно которой, в частности, «ключи» от постсоветской территории отданы в руки стратегического партнера Армении - России. Но даже в этом состоянии мы можем достичь мира с азербайджанцами, хотя позиции соседней страны более чем неуклонны. Они хотят получить территории, взамен не отдав ничего. Такая неуступчивая позиция не оставляет места для переговоров, во-вторых, не очень нравится представителям стран – сопредседателей Минской группы. «Мне кажется, есть более глубокая причина, из-за которой в Астане не зафиксирован прогресс по карабахскому вопросу. Если оформить коротко - это кризис ОБСЕ. В свою очередь, этот кризис обусловлен тем, что заложенная в основе организации идеология заключительного Хельсинкского акта уже не актуальна», - отмечает автор. Вне сомнения, что геополитические реалии 1975 года значительно отличаются от ситуации 2010 года. В то время Советский Союз и Запад попытались найти способ мирного сосуществования. Сегодня перед миром стоят совсем другие задачи. Так почему документ, подписанный Брежневым и Хонеккером, должен стать основой для решения конфликтов. Свое отношение к ОБСЕ выразили Обама и Саркози, не приняв участие в саммите. Может у них на уме дать новые формулировки вопросам глобальной безопасности?
…Саммит ОБСЕ завершился, оставив впечатление, что нужен он был только казахскому лидеру Нурсултану Назарбаеву для собственного ньюсмейкерства, считает интернет-газета Lragir.am. Итоговый документ на саммите едва приняли, и в нем отражается весь спектр противоречий, который существует между западными и пророссийскими странами, объединенными в ОБСЕ. Именно из-за этих противоречий вот уже 11 лет не проводились саммиты ОБСЕ. Саммит не провели бы и сейчас, если б не амбиции Назарбаева и желание России еще раз заявить, что она не позволит Западу решать вопросы единолично. Вот где кроется сатана Астаны. На этом фоне интересна судьба карабахского урегулирования, которое, по утверждению как стран-сопредседателей Минской группы, так и самой Армении должно осуществляться исключительно в рамках МГ ОБСЕ. Все другие конфликты регулируются в иных форматах, где Россия и Запад могут открыто противостоять друг другу – как в приднестровском, осетинском, абхазском и даже косовском конфликтах. Именно наличие дистанции между ними позволяет сторонам данных конфликтов, предприняв резкие движения, разрывать узел. А в карабахском конфликте Запад и Россия оказались завязанными в такой крутой узел, что сами не могут маневрировать. Малейшее движение одной стороны вызывает противодействие другой, ни одна из них не может развернуться, чтобы предпринять определенный шаг. И действия сторон нацелены не на урегулирование конфликта, а на превентивное сдерживание движений стороны, с которой они находятся в одной упряжке. Мадридские принципы – тот самый узел, в который сплелись сдерживающие механизмы. Как долго это может продолжаться? Пока хотя бы одна из сторон конфликта не откажется от безоговорочного подчинения этому формату и не выйдет из связки. Это связано с огромными рисками, даже потерями, но только так можно освободиться и начать новый путь.
…Армянские силы лучше подготовлены и в большей степени способны выдержать длительный конфликт с Азербайджаном - говорится в докладе-комментарии по проблеме карабахского урегулирования Международного института Стратегических исследований в Лондоне (The International Institute For Strategic Studies), сообщает интернет-сайт News.am.
«Военная конкуренция между Арменией и Азербайджаном остра. Военный бюджет Азербайджана на 2009 год составил около $1.4 миллиарда (благодаря газу и нефти), что в четыре раз больше армянских $400 миллионов. Армия Азербайджана включает 67 тыс. военнослужащих, армия Армении - 47 тыс., не считая военных сил Нагорного Карабаха, включающих около 20 тыс. военнослужащих. Однако армянские силы лучше подготовлены и в большей степени способны выдержать длительный конфликт. Азербайджан сильно нуждается в возможностях, необходимых для достижения победы на поле боя», - говорится в докладе.
Аналитики отмечают, что в вопросах военной модернизации и обучения Азербайджан опирается на США и Турцию. При этом, он также закупил некоторое количество вооружений у Украины, включая 30 истребителей МиГ-25 и 12 ракет дальнего радиуса действия. Предполагаемая покупка ЗРК С-300 также может повлиять на баланс, обеспечивая надежную защиту энергетической инфраструктуры Азербайджана, которая является ключевой потенциальной мишенью для Армении, если Азербайджан начнет боевые действия. Армения, как член ОДКБ приобрела значительное количество российского оружия по заниженным ценам. Географическое расположение является также ее преимуществом: линия огня является естественной линией обороны армянских сил, которые занимают высокую стратегическую позицию на горной местности, примыкающей к ней. Кроме того, армянская сторона имеет несколько укрепительных линий. Из-за этих укреплений и географического преимущества, руководство Нагорного Карабаха решительно выступает против возврата территорий Азербайджану. Большинство территорий малонаселенны, за исключением стратегически важного Лачинского коридора, который связывает Армению и Нагорный Карабах. Территориальные уступки со стороны Армении, подорвут ее возможности отразить попытку Азербайджана вернуть силой Нагорный Карабах, - считают аналитики.
В докладе аналитики отмечают и воинственные заявления Баку. «Несмотря на то что, Азербайджан осознает недостатки своего военного потенциала, необходимого для победы, он использует все более агрессивную риторику. «Война не окончена», - предупредил Алиев 10 августа», - напоминается в докладе. Подобные заявления отражают растущее беспокойство в Азербайджане, что Армения не только участвует в переговорах, чтобы выиграть время, но и не имеет намерений вывести войска с территорий. Азербайджан также обеспокоен тем, что независимость Косово и признание Абхазии и Южной Осетии Россией могут стать прецедентами для Нагорного Карабаха.
Несмотря на то, что армянские ВС способны защитить себя, поддержка России в случае войны в Карабахе неочевидна. Несмотря на членство Армении в ОДКБ и последние армяно-российские соглашения, немногие в Москве считают, что Россия автоматически вмешается в конфликт на стороне Армении, пишут аналитики. И вот почему: гарантии ОДКБ недавно были поставлены под вопрос, когда Россия отклонила просьбу Киргизии послать войска для подавления насилия на южном регионе Ош. И, хотя Медведев подтвердил в августе, что Армения союзник России, его главный помощник по внешнеполитическим вопросам Сергей Приходько позже подчеркнул, что Россия не говорит, что будет защищать Армению против Азербайджана. Россия признает территориальную целостность Азербайджана и останется в стороне, если военные действия не перекинуться на территорию Армении. На этом фоне, военная дипломатия России может привести к изменениям в стратегических расчетах обеих сторон. Москва заставляет обе стороны гадать».
СМИ Азербайджана
...Белый дом объявил о введении новых санкций против Ирана, подозреваемого американскими властями в создании ядерного оружия. В "черный" список Министерство финансов США внесло еще 10 иранских компаний, связанных с государственным банком Ирана Bank Mellat и "Судоходными линиями" страны, а также пять частных лиц - руководящих сотрудников этих фирм. Их счета в финансовых учреждениях, которые находятся под юрисдикцией США, будут заморожены, пишет газета «Unikal».
"До тех пор, пока Иран использует подставные компании и другие формы обмана, чтобы скрыть свою незаконную деятельность, мы намерены пресекать подобное поведение, и тем самым противодействовать попыткам Ирана уклониться от санкций США и международных санкций", - заявил заместитель министра финансов США по вопросам терроризма и финансовой разведки Стюарт Леви.
Напомним, в прошлом месяце Минфин США наложил санкции на 37 компаний, зарегистрированных в Германии, на Мальте и на Кипре, в рамках мер, направленных на прекращение перевооружения и развития ядерной программы Ирана. Помимо юридических лиц санкции коснулись и пяти иранцев, проживающих в Европе. "Эти фирмы и лица принадлежат или подконтрольны Иранской судоходной компании или структурам, с ней аффилированным", - заявил американский Минфин. По мнению Белого дома, "Судоходные линии Ирана" осуществляют транспортировку оружия или грузов для развития незаконного производства оружия массового уничтожения.
Совет Безопасности ООН 9 июня 2010г. принял новую, четвертую по счету санкционную резолюцию в отношении Ирана. Новые санкции были поддержаны Россией и Китаем, они предусматривают расширение эмбарго против Тегерана на торговлю оружием. В частности, Тегерану было запрещено закупать тяжелые вооружения: боевые танки, бронированные боевые машины, крупнокалиберные артиллерийские системы, боевые самолеты, ударные вертолеты, военные корабли, ракеты или ракетные системы, охватываемые регистром ООН по обычным вооружениям.
…Правящие круги Азербайджана среди так называемых политологов и в средствах массовой информации пытались и пытаются утвердить мнение, будто после длительных поисков концептуальной основы внешняя политика страны, наконец, обрела устойчивый, целенаправленный характер и опирается на фундаментальные принципы, отражающие долгосрочные национальные цели и интересы. Подобная оценка внешней политики Азербайджана скорее всего выдает желаемое за действительное. И публикации на сайте WikiLeaks еще раз подтвердили одну истину - в стране в плачевном состоянии не только внутренняя политика, но и внешняя, пишет газета «Новое время».
Об этом, в частности, говорит опубликованный секретный отчет экс-посла США в Азербайджане Энн Дерс, посланный ею в Вашингтон о своей встрече и беседе с национальным министром обороны Сафаром Абиевым.
"В ходе встречи. - информировала она, - министр обороны Абиев сказал, что не возражает против совместной эксплуатации Габалинской РЛС со стороны США и России, однако он определенно не в курсе, будет ли продлена аренда Россией РЛС после 2012 года, когда завершится договор. Он также поделился деталями своего визита в Москву и дебатах по поводу поставок Россией вооружения в Армению (скандал с передачей Армении оружия на $800 млн.). Кроме того, Абиев изменил свою позицию и дал согласие на проведение совместных военных учений (вместе с США).
…Правительство России приняло решение «Об определении доли иностранных работников в областях спорта и хозяйственных субъектах, занимающихся розничной продажей на 2011 год», сообщает газета «Олайлар». В документе разрешается брать на работу иностранных граждан лишь в магазинах, занимающихся розничной продажей. До 1 января 2011 года хозяйственным субъектам поручено сократить число иностранных работников до минимума.