Чемпионат мира по футболу в 2018 году организует Россия, а спустя четыре года хозяином турнира станет Катар. Такое решение принял вчера Исполнительный комитет ФИФА. Эти кандидатуры нельзя назвать плохими. Их выбор означает, что роль организатора ЧМ – самого крупного наряду с Олимпийскими играми спортивного мероприятия в мире – достанется странам и регионам, которые не могли раньше попробовать себя в этой роли. То, что организация мирового чемпионата в 2018 году была отдана России, означает символический знак уважения ко всей Восточной Европе. Одновременно – это оценка вклада России и бывшего СССР в развитие мирового футбола. А это был немалый вклад.
В свою очередь, организация чемпионата в 2022 году в Катаре – это своего рода противоположность: после самого крупного по территории организатора в истории ЧМ эта роль достанется, пожалуй, самому маленькому. Одновременно необычайно богатой стране, хоть совершенно не обладающей футбольными традициями. Впервые орагнизатором станет арабская страна, что в нынешней политической ситуации в мире имеет большое значение.
Ведь Чемпионат мира – это не только организационный вызов. Прежде всего, это символический поворот в сторону мирового футбольного сообщества, а значит, на самом деле, мирового сообщества в целом. Поворот, в результате которого происходит настолько глубокий культурный обмен, что это не может не отразиться на спортивной и политической ситуации в государстве-организаторе. Хотя в прошлом бывали случаи, что ЧМ происходил в тоталитарной стране, а мероприятие должно было стать легитимизацией его властей, обычно несколько лет спустя в этой стране происходили демократические перемены. И влияние чемпионата на эти перемены было беспорно.
Так что за решением исполкома ФИФА кроется разумная идея. Плохо только, что обстоятельства его принятия не могут развеять все сомнения. Поскольку в соперничестве победили две страны, которые как раз могли бы в случае чего «помочь» членам комитета принять соответствующее решение. Две страны, которые располагают практически неограниченным «бюджетом» на такие цели, а одновременно такие, в которых механизмы общественного контроля функционируют не лучшим образом. При не слишком хорошей репутации ФИФА в отношении устойчивости к коррупции, сложно избавиться от некрасивых подозрений.
Будем надеяться, что это всего лишь подозрения. В противном случае ранг мировых футбольных чемпионатов будет быстро падать. И в 2018, а уж тем более в 2020 году не будет стоить таких денег.