Наконец-то, сегодня (статья опубликована 2 декабря – прим. перев.) Wiki-червь взялся за по-настоящему плохих парней, подкорректировав немного тот недвусмысленно асимметричный и бойкий антиамериканизм всего того, что мы до сих пор читали. В Кремле пришло время пристегнуть ремни, и никаких тут тебе поездок в Цюрих на голосование ФИФА для обидчивого Царя Влада, Бэтмена для Робина-Медведева…
Великобританию завалило снегом, так что это хорошее время, чтобы напомнить себе о том, насколько постсоветская Россия превратилась в беззаконное государство – не то, чтобы Россия когда-либо была особо конституционным обществом – потому что эти беззаконные силы сегодня контролируют большой объем нефти и газа, требующихся, чтобы не дать богатеньким жителям Западной Европы замерзнуть в такие деньки, как этот.
Эта стратегическая зависимость может объяснить, почему захватывающий рассказ Люка Хардинга о том, что говорят дипломатические американские депеши о «мафиозном государстве» Владимира Путина, включает в себя тревожные, но неудивительные доказательства – как и в большей части документов, опубликованных WikiLeaks – того, что Франция и Германия стараются не очень-то обижать Москву.
В конце концов, Париж (в 1814 и затем вновь в 1815 году) и Берлин (1945) были оккупированы российскими войскам, также как Москва была оккупирована французскими войсками (1812), но (еле-еле) избежала оккупации немцами, которые, по моим подсчетам, оккупировали Париж не менее трех раз (1814-15, 1870 и 1940). И я даже не включаю в этот список разных там готов, гуннов и вандалов, превративших могучую Римскую империю в деревенскую глушь. Люди такое не забывают.
Не то, чтобы повторение такого сценария вероятно. Русским достаточно перекрыть газ – как они поступают с Украиной и другими ближайшими соседями, когда те становятся слишком уж нахальными.
Придут ли на помощь янки? Нет такой уверенности: они больше не так заинтересованы в евроатлантическом сообществе и не очень-то ценят своих европейских союзников по НАТО, так как те, в основном, не просто нелояльны – но еще и неблагодарны. Однако американская военная защита гораздо безопаснее мафиозной. Да, я все знаю по поводу послевоенной Италии.
В отчетах Хардинга можно найти много интересных подробностей, которые проливают свет на дилеммы, с которыми ежедневно сталкиваются государственные мужи и чиновники рангом поменьше. Помните ту отвратительную англо-шотландскую сделку, в результате которой «по гуманитарным причинам» вышел на свободу ливийский террорист, ответственный за взрыв самолета над Локерби, и которая так разозлила Вашингтон? Имеет смысл – всегда имело смысл – подумать об этом с точки зрения лучшего доступа для British Petroleum к углеводородным сокровищам мерзкого полковника Каддафи, которые могут помочь содержать нас в тепле.
Сегодняшние телеграммные разоблачения вновь указывают на связь между политикой и выборами. Как сообщается, Дэвид Милибэнд был особенно обеспокоен зверствами в Шри-Ланке из-за британских избирателей шриланкского происхождения. Вчера Лиам Фокс, невезучий министр обороны коалиционного правительства, начал уверять Вашингтон, что может занять более жесткую позицию в делах с Пакистаном, потому что – в отличие от лейбористов – тори не рассчитывают на голоса британцев пакистанского происхождения.
Лейбористы потворствовали мусульманским избирателям? Ни в жизнь бы не подумал. С этой иракской войной, кому такое в голову могло прийти?
Но все политики производят подобные расчеты – ирландские, шотландские, еврейские, тамилы на Шри-Ланке – и почему бы нет? В этом состоит часть их работы. Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) знал, что потеряет голоса рабочих на Юге, если даст неграм-американцам полное право голоса. То же самое и Тони Блэр с мусульманами и Ираком. Верите вы в это или нет, политики иногда делают то, что кажется им правильным [а не то, что принесет наибольшую выгоду].
В руках журналистов, подобных Хардингу, способных погрузиться в телеграммы и рассказать нам о них в надлежащем контексте, досье WikiLeaks показывают мир, каким он часто бывает, а не каким нам хотелось бы его видеть.
Не то, чтобы офис мэра Москвы был единственным коррумпированным режимом в мировых столицах. В мое время мэр Вашингтона вообще оказался в тюрьме. Мэрство Жака Ширака в Париже 20 лет назад по-прежнему остается предметом спекуляций и неприятных утверждений.
Покойный Гарольд Вашингтон, мэр Чикаго, со смехом хвалился тем, что стал первым мэром оказавшимся в тюрьме (за уклонение от уплаты налогов) до того, как стал мэром. Большая часть сегодняшнего российского досье предоставлена одним из занимающихся расследованиями испанских судей – странный шаг, но жизнь такая штука – а у Испании есть и свои собственные проблемы.
Россия, конечно, всегда была авторитарным государством. Читая мемуары Александра Герцена «Детство, отрочество и изгнание» (так в тексте – прим. перев.), о чем я упоминал недавно, я столкнулся с волнующим и человечным, но вызывающим удивление рассказом о коррумпированной некомпетентности царистской России, смягченной бесчисленными примерами человеческой доброты, смелости и благородного поведения.
Я вспоминаю о старом генерале, герое войны 1812 года, который отправился к царю и объяснил, что его жизнь принадлежит монарху, но что он не может присоединиться к псевдотрибуналу, чтобы осудить Герцена и его горячих, идеалистичных молодых друзей, потому что «это оскорбляет мою честь». Царь принял его отказ – как этого не сделал бы Сталин, усовершенствовавший авторитарное наследие Романовых.
Так что свежие данные об отравлении диссидента Александра Литвиненко, произошедшем в лондонском отеле в 2006 году, - немецкая разведка обнаружила следы загрязнения полонием по всему пути главного подозреваемого в Британию, но решила не причинять беспокойства – вряд ли можно назвать неожиданными. Именно это делают и всегда делали безотчетные царистские спецслужбы, и часто они делают это не очень хорошо именно потому, что ни перед кем не отчитываются.
Разница между ними и нами состоит в том, что наши разведывательные службы – так же, как наши министры и мэры – ограничены осуществимыми законами. Иногда с законами жульничают – достаточно вспомнить сегодняшний рассказ о том, как янки сохранили за собой свои кластерные бомбы – а иногда их даже нарушают.
Но в целом границ подотчетности много и они крепкие. Мне иногда кажется, что британские судьи – довольное глупые, как можно вынести из некоторых их замечаний – устраивают избранным политикам слишком сложную жизнь. Разве вы не испытываете отвращения, когда один из них сравнивает проблематичную стратегию с политикой Гитлера или Сталина? Глупый судья.
Но глупые судьи, также как и опрометчивые или нечестные газеты, - это лучше, чем ничего, если говорить о независимой власти. Сильно восхваляемая независимость американских судов, вероятно, подвергнется в ближайшие дни важной проверке, в то время как Вашингтон старается надавить на WikiLeaks, закрыв сайту хостинг на Amazon.com – и другими способами.
Посмотрим. Администрация Обамы была в гневе (это еще один удар), но до сих пор вела себя довольно уравновешено, в отличие от некоторых крикунов-республиканцев, которые, похоже, думают, что основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа можно осудить за государственную измену в США, несмотря на то, что сам он родился в маленьком австралийском городке. Нам говорят, что он в Британии – так что я предполагаю, что его тут нет.
Как я уже говорил, WikiLeaks непреднамеренно демонстрируют, как сравнительную беспомощность (несмотря на все их богатство и мощь) Соединенных Штатов, так и (несмотря на все их проступки) их, в целом, благонамеренные попытки поддерживать законность и открытую международную систему.
Сегодняшняя редакционная статья в The Guardian лучше описывает этот баланс, чем сегодняшняя колонка моего коллеги Шеймаса Милна (Seumas Milne), который, как это с ним периодически бывает, видит во всем этом лишь американскую гордыню и имперские замашки. Но даже Шеймас видит, что американская мощь «начала спотыкаться» - как это действительно и происходит.
То, что WikiLeaks открыли сегодня об одной из стран БРИК, заставляет задуматься прежде, чем мы предположим, что постамериканское будущее точно будет лучше, чем американское настоящее.