«Мы хотим обсудить с польскими партнерами, в каких областях мы можем вести сотрудничество. Это транспорт, транзит сырья, техническое сотрудничество, опыт в формировании гражданского общества. Сложно найти сферы, в которых мы не можем взаимодействовать», - заявил посол России Александр Алексеев перед сегодняшним визитом Дмитрия Медведева в Польшу.
В состав российской делегации входят министр иностранных дел Сергей Лавров, культуры – Александр Авдеев, юстиции – Александр Коновалов, транспорта – Игорь Левитин, экономического развития – Эльвира Набиуллина, энергетики – Сергей Шматко, а также генеральный прокурор Юрий Чайка. Приедут, в частности, губернатор Калининградской области Николай Цуканов, председатель комитета Думы по международным делам Константин Косачев и бизнесмены, в том числе, глава Газпрома Алексей Миллер и «Лукойла» – Вагит Алекперов.
После торжественного приветствия у президентского дворца Медведев и Коморовский будут беседовать с глазу на глаз, а после этого пройдут пленарные переговоры при полном составе делегации.
На 14 часов намечено, в частности, подписание декларации о сотрудничестве и модернизации, меморандумов о сотрудничестве прокуратур Польши и России, о транспорте и охране Балтийского моря. Во второй половине дня в отеле Hyatt, где остановился президент Медведев, состоятся переговоры с премьер-министром Дональдом Туском и министрами польского правительства.
«Нам важно развитие экономических отношений с Россией: чтобы российские компании воспринимались без предубеждений политического характера в Польше, а польские фирмы аналогично в России», - говорят в президентском дворце.
Вчера в Сопоте Дональд Туск заявил, что отношения с Россией «не слишком просты»: «Мы провели сложные газовые переговоры, но остается много других вещей, которые можно осуществить в обоюдных интересах и польских, и российских предпринимателей».
Вечером состоится обед, который устраивает президент Коморовский. Российского президента будет сопровождать супруга Светлана. Вместе с супругой польского президента она посетит музей Фредерика Шопена и Международный центр слуха и речи.
Дональд Туск заявил вчера, что этот визит должен подчеркнуть улучшение польско-российских отношений: «Разговор всегда лучше молчания или бесплодного конфликта». Польский премьер обещал ранее, что он приложит усилия к тому, чтобы до 10 апреля в Польшу были перевезены обломки Ту-154, они должны быть установлены в Варшавской цитадели.
Интервью с Адамом Ротфельдом (Adam Daniel Rotfeld) бывшим министром иностранных дел, сопредседателем российско-польской Группы по сложным вопросам.
Gazeta Wyborcza: Какое значение имеет начинающийся сегодня визит президента Дмитрия Медведева в Варшаву?
Адамом Ротфельд: он выходит за рамки рутинного события по многим причинам. С момента предыдущего визита на том же уровне прошло почти девять лет. Сейчас главы государств и правительств ездят друг к другу с визитами иногда по нескольку раз в год, так что нам многое нужно наверстать. Ожидания в Польше очень велики, но следует удерживать их на уровне, который соответствует возможностям и реалиям.
- То есть?
- Точкой отсчета, несомненно, должны стать исторические препятствия, которые делают невозможным польско-российский диалог. Этот визит будет способствовать их ликвидации. Следует также прислушиваться к российским ожиданиям и искать решения, которые будут приемлемы для обеих сторон. Российская сторона поняла, что жесты, касающиеся истории и символов, имеют для нас чрезвычайное значение. Другое измерение данного визита касается позиции Польши, ставшей государством успеха, которому удалась трансформация. Это видит весь мир, в том числе и Россия. Нас воспринимают там как положительный пример славянского государства, которому удалось пройти через модернизацию. У нас нет такого потенциала, как у России, но при том, что Польша является гораздо более маленькой страной, наш ВВП составляет одну треть от их ВВП. Мы можем разговаривать с Россией без комплексов и оптимально реализовывать свои национальные интересы.
- Но хочет ли этого Россия?
- Все больше и больше. Об этом свидетельствует хотя бы недавний саммит НАТО в Лиссабоне, на котором Россия заявила, что не воспринимает НАТО как врага. Подозрительность и недоверие постепенно заменяются готовностью к сотрудничеству, а улучшение польско-российских отношений вписывается в эти настроения. Парадоксально то, что Европа никогда не была в такой безопасности, как сейчас, но в отношениях Запада и России необходимо больше доверия. И мы это доверие восстанавливаем.
Польша представляет собой интересный пример, показывающий, что с Россией можно разговаривать нормально, не на коленях, и решение даже самых сложных проблем становится вопросом предметного диалога. С российской стороны он стал возможен, поскольку там все более реалистично оценивают ситуацию. Если в России не будет модернизации, это будет означать, что она собственными руками уменьшит свое значение.
- Каких проблем между Польшей и Россией не решит визит Медведева?
- Проблем, вокруг которых ожидания были взвинчены, например, в вопросах исторического согласия. Это процесс только начался, согласие формируется долго путем избавления от негативных мифов и стереотипов. Это продлится какое-то время. В экономической сфере останутся нерешенными вопросы, в которых наши интересы сталкиваются, например, в энергетике. Россия хочет продавать сырье и укреплять свою монополию, а Польша хочет диверсификации. Если кто-то ожидает, что Россия откажется от газопровода по дну Балтийского моря, то он ошибается. Этот вопрос можно решить только путем общеевропейской закупки энергии ЕС, и ее последующей дистрибуции между отдельными странами.
- Чего может ожидать от этого визита Россия?
- Она может надеяться, что визит Медведева поможет отменить визы для россиян при поездках в ЕС. Конечно, это случится не сразу, но Польша будет поддерживать этот шаг. Мы лучше понимаем миллионы россиян, которые хотят, что бы в Европе к ним относились так же, как совсем недавно мы хотели, чтобы воспринимали нас. Польша может стать хорошим адвокатом для российских граждан.
- Станет ли визит Медведева переломом в польско-российских отношениях?
- Скорее, началом перелома. Он должен касаться миллионов людей, а не сводиться к возвышенным формулировкам. Хорошие тенденции следует институализировать. Россияне должны избавиться от ошибочного представления, что мы будем заключать невыгодные для нас соглашения. А мы должны осознавать, что не все будет так, как хотим мы. Новый этап, который может начаться после этого визита, заключается в том, что оба государства будут уделять больше внимания собственным национальным интересам, чем символическим и историческим вопросам. Мы постепенно выходим на путь, на котором мы сможем заключать с Россией соглашения как Норвегия, Германия или Италия.