Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Безуспешная «реанимация» ОБСЕ

Саммит в Астане показал, что значение Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ослабевает

© РИА Новостиучастники саммита ОБСЕ
участники саммита ОБСЕ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первый саммит ОБСЕ, состоявшийся после одиннадцатилетней паузы в Астане, с множеством дипломатических споров был завершен принятием итоговой декларации, но без плана действий в кризисных ситуациях на территории государств-членов. Из-за очевидных разногласий между Западом и Востоком по ряду проблем заключительная декларация не осуществила своего рода «реанимацию» ОБСЕ, а всего лишь подтвердила основные принципы организации, избежав упоминания о ключевых проблемах.

Первый саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), состоявшийся после одиннадцатилетней паузы в Астане, с множеством дипломатических споров был завершен принятием итоговой декларации, но без плана действий в кризисных ситуациях на территории государств-членов. Хотя Казахстан как организатор подчеркнул, что «принятием итоговой декларации саммит в последнюю минуту был спасен от провала», неразрешенные конфликты между членами помешали вдохнуть «новую энергию» в функционирование этой организации.

Недовольство по поводу окончательных результатов саммита больше всего выражали представители Европейского Союза и Соединенных Штатов, поскольку 56 государств-членов  не достигли консенсуса по плану действий.

«США сожалеют, что на этом саммите мы не смогли согласовать план действий о дальнейших направлениях работы ОБСЕ, - сказал один американский чиновник. - Как мы неоднократно заявляли в последние недели и месяцы, мы не можем согласиться с тем, чтобы на первом саммите ОБСЕ за последние одиннадцать лет, был принят план действий, который не отражает серьезные проблемы безопасности нашего времени, такие как затяжной конфликт в Грузии, Молдове и Нагорном Карабахе».

Из-за очевидных разногласий между Западом и Востоком по ряду проблем заключительная декларация не осуществила своего рода «реанимацию» ОБСЕ, а всего лишь подтвердила основные принципы организации, избежав упоминания о ключевых проблемах.

Члены, очевидно, поделились на восточный и западный блок, так что заключительное заседание, которое продлилось до глубокой ночи, ознаменовалось, как сказал один дипломат ЕС, выражением отчаяния и взаимными обвинениями, так как каждый из участников требовал включить в план действий свои требования.

СМИ сообщают, что во время саммита самые напряженные переговоры велись с Азербайджаном, Арменией, Грузией и Узбекистаном, где, среди прочего, Баку требовал документального подтверждения территориальной целостности, в то время как Армения защищала право народа на самоопределение. Кроме того, делегация Узбекистана была против включения в декларацию казахских инициатив, связанных с формированием единого пространства безопасности, развитием связей ОБСЕ с другими международными организациями и увеличением числа институций ОБСЕ.

В то время, как президент Грузии Михаил Саакашвили настаивал, чтобы в декларации упоминалась и Южная Осетия и Абхазия, Россия активно выступала против этого, а более жесткая дипломатическая борьба с резкими взаимными обвинениями вспыхнула между делегациями Азербайджана и Армении по проблеме Нагорного Карабаха.

«Кто-то использует ОБСЕ для международного пи-ара, другие, чтобы отстаивать свои интересы в Европе, а для третих это лишь одна из многих международных организаций», - сказал «Коммерсанту» президент комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов.

Тем не менее, в разговорах дипломатов из США, России и Европейского Союза был достигнут так называемый «минимальный консенсус», в котором практически выражена только «приверженность ценностям ОБСЕ».

По словам одного из казахских экспертов, долгожданный саммит, с одной стороны, показал усилия Казахстана по содействию развитию ОБСЕ, но с другой стороны, показал неприятный факт, что значение этого блока ослабевает.

Однако ни Вашингтон, ни Москва не спешат снимать со счетов ОБСЕ, хотя и по совершенно разным причинам.

Россия в последние годы часто имела конфликты с европейскими странами по вопросам энергоснабжения, безопасности границ и ядерной программы Ирана, а во время грузинской войны 2008 года ОБСЕ пыталась оказывать на Москву давление. Кремль, судя по всему, понял, что он должен укреплять свои связи и влияние на другие страны Европы. Поскольку ОБСЕ считается самым слабым из трех столпов европейской безопасности (среди которых НАТО и ЕС), Москва, видимо, решила в первую очередь усилить свое воздействие здесь.

Благодаря НАТО Соединенные Штаты эффективно влияют на вопросы безопасности в Европе, но ОБСЕ нужна им для влияния на страны Центральной Азии, поскольку все они являются членами этой организации. Так что не удивительно, что глава американской дипломатии Хиллари Клинтон на саммите подчеркнула важность этих стран в миссии в Афганистане, которая для американцев крайне важна.

Несмотря на то, что холодная война закончилась 10 лет назад, перепалки Вашингтона и Москвы отражаются в функционировании ОБСЕ, а мир, очевидно, еще далеко от единого сообщества евро-атлантической и евразийской безопасности.

Права человека на заднем плане


Вопросы демократии, свободы СМИ, прав меньшинств, верховенства закона, образования и мониторинга избирательных процессов на саммите в Астане остались в тени обсуждений замороженных конфликтов. Таким образом, эксперты международных организаций по правам человека отметили, что ни одна делегация не упомянула о правах геев, и только представители из Финляндии и Сербии на саммите заявили о проблемах, с которыми сталкиваются цыгане. Активисты организаций по правам человека отметили, что только Дания в качестве приоритетной, назвала борьбу против пыток и смертной казни, в то время как лишь представители Ватикана и Таджикистана обсуждали вопрос прав иммигрантов. Кроме того, на саммите вопросы безопасности и экономические проблемы рассматривались как проблемы, которые требуют решения, а проблемы в области прав человека упоминались как то, на что «следует обратить внимание», а не как то, что требует «серьезного внимания».