Мы не являемся незащищенными. Об этом свидетельствуют увидевшие свет при посредничестве WikiLeaks секретные документы дипломатической службы США. Разработаны планы, предусматривающие конкретные действия на тот случай, если Россия нападет на Польшу или на страны Балтии.
Да, шесть с половиной лет назад, когда Латвия стала членом НАТО, мы могли облегченно вздохнуть. Если кто-то и попытается восстановить Советский Союз, к нам это относиться не будет. Потому что к нам относится 5-й параграф Вашингтонского договора, согласно которому нападение на какую-либо страну Североатлантического договора считается нападением на весь альянс.
Теперь стало известно, что чуть ли ни на следующий день после вступления в НАТО его новые члены начали спрашивать, в чем именно будет выражаться помощь остальных стран альянса, если придется столкнуться с агрессией. Атомную бомбу ведь сбрасывать не будут. Неопределенность тянулась годами. Влиятельные Германия, Франция и Италия не хотели портить отношения с Россией. Перелом в отношении к России Владимира Путина, очевидно, начался летом 2008 года, сразу после пятидневной российско-грузинской войны. У Грузии были, как говорят в таких случаях, особые отношения с Соединенными Штатами, но это не уберегло от российской агрессии. Вдобавок, Конституция России предусматривала, что вооруженные силы этой страны могут вступать в боевые действия за рубежом только с одобрения Совета Федерации. До сих пор официальная Россия считала Южную Осетию и Абхазию составной частью Грузии. Естественно, перед вторжением никакого одобрения Совета Федерации не было, его не спросили даже формально. По-прежнему до конца неизвестно, кто дал приказ начать вторжение. Это подтвердило, что Россия может стать непрогнозируемой, может сделать вид, то не знает о том, что сказано в Конституции. У стран Балтии, в особенности у Латвии и Эстонии было основание для опасений в связи с внешней угрозой, и они прозвучали также в публичном пространстве. В кулуарах говорили, что что-то для пользы дела будет предпринято. Однако кулуарные разговоры – это кулуарные разговоры, они могут соответствовать, но с таким же успехом и не соответствовать действительности.
«Тучные годы» закончились позапрошлой осенью, но это не помешало России вместе с Белоруссией в первое «постное» лето провести беспрецедентно масштабные маневры, включенной, но нереализованной составной частью планов которых было «освобождение заблокированной Калининградской области» и сбрасывание атомной бомбы на территорию Польши. Эти маневры окончательно раскрыли подлинное лицо путинской России - если у кого-то до сих пор были иллюзии.
Разговоры о планах обороны стран Балтии то усиливались, то утихали. Так же, как и время от времени задаваемый Россией вопрос: какова роль НАТО в мире, если холодная война закончилась, причем довольно давно? В отношениях России и США была произведена «перезагрузка». Однако одновременно в январе этого года было принято решение начать работу над планом обороны государств Балтии, который будет реализован в случае российской агрессии. Главным «двигателем» решения, естественно, были США. Важно, что, стараясь улучшить отношения с Россией, Америка в то же время помнит об интересах безопасности своих фактически самых незащищенных союзников.
«Жертва» утечки документов – дипломатическая служба США, а не Пенгатон. Из документов можно узнать о решениях, но не о деталях военного характера. Сообщения о девяти дивизиях, которые при угрозе прямой агрессии или в случае агрессии придут на помощь странам Балтии, не из документов дипломатов, их «где-то» добыли польские журналисты.
Сейчас еще сложно судить, испортят ли всерьез планы защиты стран Балтии отношения США и России, но тень на них, наверняка, будет брошена. Нельзя исключать, что Россия знала об этих планах ранее. Но вряд ли - штирлицы вымерли, а последние пойманные в Америке шпионы больше похожи на клоунов.
Можно по-разному оценивать «утечку» дипломатических документов, но новость, которая подтверждает, что у нас надежные союзники, - это «благая весть» для жителей стран Балтии. О равноценной «плохой» вести ничего не слышно. Неверно утверждать, что Россия втайне вынашивала плохие планы, однако «режим искушения» существовал, а теперь этому пришел конец.
Перевод: Лариса Дереча