Лондон – FIFA – руководящая организация мирового футбола – должна поменять свой статус.
Статья третья кодекса FIFA гласит, что FIFA является нейтральной организацией в отношении политики или религии. После потрясшего многих голосования на прошлой неделе, когда Чемпионат мира-2018 был отдан России, а первенство 2022 года – Катару, собственный же генеральный секретарь FIFA Жером Вальк заявил журналистам в понедельник: «Это политическое решение, благодаря которому игра охватит новые миры. То же самое, что было в случае с ЮАР».
Он добавил: «Кто-то говорит, что это смелые решения. Другие считают, что это решения, основанные на принципах нефтедолларов. Но большинство фанатов думают, что это хорошо, что футбол открыт для всего мира».
Вальк, выступая в Париже, сказал, что на повестке дня у FIFA нет планов менять процедуру тайного голосования, а также что ей нечего стыдиться. Он пренебрежительно отнесся к последним обвинениям со стороны бывшего сотрудника катарского заявочного комитета в том, что сделки на 1,5 миллиона долларов были согласованы с двумя членами исполкома FIFA, и что Катар обсуждал возможность выделения 78,4 миллиона долларов испытывающей финансовые трудности Аргентинской федерации футбола.
В Англии по-прежнему слышен плач и скрежет зубовный. Ее заявка была унижена. Техническая инспекция самой FIFA обозначила ее как одну из самых завершенных и полных, но при этом Англия все равно получила всего два голоса – причем один от собственно английского члена исполнительного комитета.
За время выходных представитель Японии Юндзи Огура публично высказал то, что многие подозревали. Это была отрицательная реакция на обвинения британской прессы в предполагаемом взяточничестве и коррупции при голосовании.
Однако даже при том, что в FIFA утверждают, что справились с этим, приостановив в том, что касается голосования, полномочия двух из 24 членов исполкома, организация уже даже не пытается притворяться, что она вне политики или неподвластна влиянию больших денег
«Это политическое решение, - сказал Вальк, - Россия заслуживает его, да и Катар будет интересным случаем. У нас еще восемь лет до того момента, как Чемпионат приедет в Россию, и со стороны Путина были большие обещания. Ну и 12 лет для Катара, у которого огромные ресурсы».
Последствия неизбежны. Убедительность первого политика России Владимира Путина, и кажущееся бездонным богатство Катара стали ключевыми факторами в заявочном процессе. FIFA признает, что безжалостная жара катарского лета вызывает озабоченность и даже представляет опасность. Они рассчитывают на затратную технологию охлаждения стадионов, даже при том, что Чак Блэйзер, представитель США в комитете FIFA, язвительно заметил, что нельзя кондиционировать всю страну. Неважно. FIFA все равно убеждена, что фанаты, или большинство из них, рады выбору.
Блэйзера, если такое вообще бывает, можно назвать фанатом в куртке FIFA. Он познакомился с игрой, как и многие, по варианту американского футбольного родителя, когда еще в 1976 году его 6-летний сын Джейсон захотел играть. Чак Блэйзер решил тренировать его, а потом организовывать игры своего сына.
Отец прошел большой путь от организатора молодежных соревнования до генерального секретаря во время президентства Джека Уорнера в CONCACAF (футбольной ассоциации Северной, Центральной Америки и Карибского региона). Обладатель предпринимательского духа и любитель всяких технологических решений, Блэйзер был назначен в ноябре главой консультативного совета FIFA по маркетингу и телевидению.
Стиль Блэйзера – охватить все средства новых коммуникаций. Мощный человек с большой белой окладистой бородой, он ведет свой блог. Там есть фотографии Блэйзера в полете с Нельсоном Манделой, и более поздние – Блэйзер и его новый друг Владимир Путин.
Они встречались в частном офисе Путина в Москве в августе. Тогда были лесные пожары, но премьер-министр нашел время пригласить приехавшего в Россию американского члена FIFA провести с ним часок.
Путин начал, по-видимому, с легкого разговора о том, что Блэйзер напоминает внешне Карла Маркса. Позднее они договорились, что Путин пошлет ему фотографии с премьерского отдыха на российской природе, чтобы тот поместил их на сайт, chuckblazer.blogspot.com.
Сейчас ни на мгновение не подумаешь, что русские и американцы могли каким-то образом сговориться по вопросу о взятках за голоса на голосовании по месту проведения футбольного первенства. Путин накануне голосования подчеркивал необходимость оставаться в стороне, и заявил российскому парламенту и средствам массовой информации, что он разочарован тем, что другие страны посылают своих глав государства лоббировать их интересы в дом FIFA.
Путин имел в виду, конечно же, англичан. Премьер Дэвид Кэмерон, вместе с принцем Уильмом и Дэвидом Бэкхемом, обрабатывали членов комитета FIFA денно и нощно в последние 48 часов до голосования. Три мудреца из Англии, в попытке обеспечить голоса своей заявке перед рождеством, заявляют, что им обещали голоса, а потом эти люди в итоге отказались от своих обещаний. Глава английской футбольной федерации уходит в отставку в знак протеста против членов FIFA, словам которых он не может доверять.
Москва фактически дала понять, что вмешательство английской политики было слишком малым и слишком поздним.
Российские СМИ цитируют слова Вячеслава Колоскова, бывшего главы Российского футбольного союза, заявившего: «Путин не просто обеспечил свою поддержку заявке, как лидеры других стран, участвовавших в конкурсе, он встретился с третью членов исполкома FIFA, как минимум. Мы держали это в тайне, и только сейчас можем рассказать. В общем и целом, поддержка Путина была не только декларативной. Он каждый день что-то делал».
Россия научила Британию, как играть в политику с таким неполитическим зверем как FIFA.