Россия подтвердила американским представителям факт продажи Венесуэле по меньшей мере 100 переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), которые Вашингтон рассматривает как вооружения, нарушающие баланс сил в регионе. Соглашение о продаже Каракасу испанских самолетов и кораблей также вызвало отрицательную реакцию американских властей. Сообщения американских дипломатических сотрудников, предоставленные газете El Pais порталом Wikileaks, свидетельствуют также о том, что колумбийский президент Альваро Урибе (Álvaro Uribe) пытался тайно выйти на прямой диалог с повстанческой группировкой Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC).
Высокопоставленные должностные лица правительства РФ в середине прошлого года подтвердили членам делегации США, что на тот момент продали Венесуэле 100 переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), которые Вашингтон рассматривает как в высшей степени нарушающие баланс сил в регионе, говорится в докладных записках Госдепартамента США. И хотя Уго Чавес лично сообщил о приобретении этих вооружений, об их количестве никогда не сообщалось, и никто не предполагал, что речь идет о столь крупной партии.
Перевооружение венесуэльской армии и расширяющееся военно-техническое сотрудничество этой южноамериканской страны с Россией уже давно вызывают обеспокоенность официального Вашингтона, который оказывает давление на ряд государств, входящих в его орбиту, да и на саму Россию с целью воспрепятствовать продаже вооружений режиму Чавеса. В качестве официальной причины приводится обеспокоенность тем, что они могут попасть в руки повстанцев из FARC, однако документы, опубликованные на сайте Wikileaks, свидетельствуют о все возрастающем российском военном присутствии в Венесуэле, о приобретении по меньшей мере 100 ПЗРК «Игла-С» (SA-24), а также о роли вице-премьера Игоря Сечина, доверенного лица главы кабинета министров РФ Владимира Путина, в отношениях с Каракасом.
Одним из наихудших сценариев развития событий, которые рассматриваются в Вашингтоне, считается вероятность того, что ПЗРК (их боевое применение обеспечивается одним человеком) попадут в руки колумбийских партизан. Таким образом, для того, чтобы сбить летательный аппарат, достаточно одного бойца. Американские военные специалисты считают данный вид вооружений российского производства «одним из самых опасных переносных комплексов противовоздушной обороны, которые когда-либо производились». С помощью этих ПЗРК, дальность действия которых составляет от четырех до шести километров, будет весьма легко сбить используемые в Колумбии вертолеты Blackhawk.
США отслеживают ситуации с ПЗРК на самом высоком уровне. В июле прошлого года, пока президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама совещались в Москве, военные эксперты обеих стран проводили параллельное совещание, центральной темой которого была Венесуэла. Российская сторона подтвердила факт продажи Каракасу в том квартале 100 ракет «Игла» и 90 пусковых установок. Это не означает, что впоследствии Россия не поставила Чавесу дополнительной партии зенитных ракет. На том же совещании, проходившем в атмосфере сотрудничества и широкого обмена информацией, российские представители заверили своих американских коллег, что оружие не попадет в руки третьей стороны.
Во время рейда против лагерей повстанцев в распоряжение колумбийских военных попали компьютеры, принадлежавшие одному из главарей FARC Раулю Рейесу (Raúl Reyes). В них была обнаружена переписка между венесуэльскими военными и неким Лусиано Марином Аранго (Luciano Marín Arango), он же Иван Маркес (Iván Márquez), членом Секретариата FARC, где первые предлагали оружие колумбийским партизанам.
Поскольку американцы уже не могли воспрепятствовать сделке, то обратились к российской стороне с просьбой о том, чтобы продаваемые Венесуэле зенитные ракеты относились к тому классу, который предполагает запуск со стационарных платформ, в крайнем случае, с грузовиков. Однако российские представители неизменно отвечали, что сам Чавес настаивал на поставке именно переносных зенитных комплексов.
В связи с такими поставками уже не только FARC становится головной болью для США. Источники, к которым наша газета обратилась за консультацией по данному вопросу, считают, что наличие у Венесуэлы ПЗРК «Игла», противовоздушной системы Тор М-1, а также комплексов ПВО С-300, о скорой закупке которых Чавес объявил в октябре нынешнего года (именно эти комплексы Москва отказалась поставить Ирану), заставят американские ВВС хорошенько подумать прежде чем попытаться нарушить воздушное пространство боливарианской республики.
В этом новом альянсе между Москвой и Каракасом основополагающую роль играет российский вице-премьер Игорь Сечин, пользующийся наибольшим доверием Владимира Путина и занимающийся вопросами обеспечения энергетических интересов России в мировом масштабе. Сам председатель российского правительства в сентябре 2008 года назначил его сопредседателем Межправительственной российско-венесуэльской комиссии по вопросам сотрудничества. Сечин испытывает личную симпатию к Латинской Америке, свободно говорит по-португальски и может изъясняться на испанском. Американцы считают, что решение Путина о назначении его сопредседателем двусторонней комиссии вместо Александра Жукова (также занимающего должность вице-премьера) вызвана намерениями главы правительства РФ углубить отношения с Чавесом во всех областях, включая военную.