Новый договор СНВ — это не просто важный договор о разоружении. Это фундамент перезагрузки отношений между США и Россией, создающий новые условия для экономического роста в США, так как благодаря ему расширяются и углубляются коммерческие связи с Россией. Особенно это важно сейчас, когда экономика США страдает, так как в России есть богатейшие запасы природных ресурсов и крупный рынок сбыта. По этой причине Американо-российский деловой совет, который я возглавляю, настоятельно просит членов Сената ратифицировать договор СНВ до конца этого года.
Конечно, главнейшим основанием для ратификации договора должны стать его преимущества с точки зрения национальной безопасности. По условиям СНВ предполагается в разумных пределах сократить численность стратегического арсенала вооружений обеих стран и возобновить процедуры проверок, прекратившиеся в конце прошлого года. Договор пользуется полной поддержкой вооруженных сил США, а также шести бывших госсекретарей, пяти бывших министров обороны, троих бывших советников по национальной безопасности и семерых бывших командующих Стратегического командования, вне связи с партийной принадлежностью.
Но при дебатах зачастую упускают из вида, что СНВ выгоден еще и с точки зрения торговых и инвестиционных связей США с Россией. В период с 2000 по 2008 год экспорт американских товаров в Россию рос на 21% ежегодно и к 2008 году достиг рекордно высокой отметки в 9,3 миллиарда долларов.
Благодаря перезагрузке отношений деловой климат существенно улучшился, благодаря чему возникли условия для заключения американскими компаниями нескольких крупных сделок. Так, недавно Boeing окончательно договорился о поставке одной российской фирме по меньшей мере пятидесяти самолетов; Pepsi до 2012 года вкладывает в страну миллиард долларов; наконец, моя компания, Alcoa, в последние пять лет вложила в Россию свыше 750 миллионов долларов.
К тому же премьер-министр Владимир Путин этим летом лично поспособствовал созданию совместного предприятия Chevron и «Роснефти», причем стоимость проекта, возможно, достигнет 32 миллиардов долларов, и это одна из крупнейших сделок, заключенных иностранными энергетическими компаниями в России в этом году. По мере роста присутствия и инвестиционной деятельности американских компаний за рубежом им также удается поддерживать конкурентоспособность на мировом уровне и успешно существовать в США.
Эти инвестиции стали возможными благодаря активной поддержке политического руководства в Вашингтоне и Москве. Их общая верность делу поддержки деловых связей стала очевидна этим летом, когда я возглавил делегацию в составе генеральных директоров десяти американских и десяти российских компаний на президентском саммите Барака Обамы и Дмитрия Медведева в Вашингтоне. Главы государств договорились способствовать развитию торговых и инвестиционных отношений и продолжать работать в направлении создания стабильных и продуктивных двусторонних отношений. Это имеет критическую важность, так как я твердо верю, что крепкие экономические связи — залог тесных связей в дипломатической сфере и в сфере безопасности.
Самое интересное в этом сюжете — наличие удивительно большого потенциала роста. ВВП России составляет 1,23 триллиона долларов, то есть примерно такой же, как у Индии. Но торговый оборот США с Россией в 2009 году составил всего 23,6 миллиарда долларов — это лишь доля 37,6-миллиардного оборота с Индией. Для экономики США также будет полезно, если Вашингтон и Москва окончательно договорятся об условиях вступления России в ВТО. Это снимет множество барьеров на пути к торговле и сильнейшим образом ускорит появления у американских импортеров — и экспортеров — доступа на российский рынок.
В то же время президент Медведев взял курс на реформы, направленные на модернизацию российской экономики, а США рассматривается в качестве образца. Он посетил с визитом Кремниевую долину и во время этой поездки пригласил американские компании к участию в усилиях по стимулированию инновационной деятельности и диверсификации структуры экономики, чересчур завязанной на природных ресурсах. Сложилась поистине беспроигрышная ситуация, потому что американскому бизнесу будет полезно участвовать в этих проектах, а русские получат ценный опыт и знания.
Отношения между США и Россией в последние годы резко улучшились. Перезагрузка принесла существенную пользу США с точки зрения национальной безопасности и послужила основой существенного роста торгового оборота и инвестиционной деятельности. Договор СНВ — это незаменимая опора этих усилий, и его ратификация крайне важна для закрепления достигнутых успехов. Я готов поставить все на будущее отношений между США и Россией. В силах Сената превратить эту мечту в реальностью.
Клаус Кляйнфельд — генеральный директор компании Alcoa