Берлин - Президент ФИФА Йозеф Блаттер объявил о корректировке в работе международной футбольной ассоциации. Будет создана специальная группа, которая «немного отполирует» поврежденный имидж ФИФА. В интервью Блаттер заявил о том, что практика двойного решения не имеет смысла.
Вопрос: Как Вы пережили не очень приятные последние недели?
Йозеф Блаттер: Это были беспокойные недели. Это так, и нужно обладать терпением и выносливостью, и в конце концов все образуется.
- Почти создалось такое впечатление, что Блаттер выступает против остального мира…
- Я бы так не сказал - против остального мира, скорее – против определенных средств массовой информации. И это происходит не в первый раз. Чего только не говорили: ЧМ в Африке ничего не даст, это самая плохая идея, которая когда-либо приходила в голову ФИФА и Блаттеру, но чемпионат получился прекрасным. В футбольном мире существует определенное количество одержимых журналистов.
- Как Вы оцениваете проблему имиджа ФИФА?
- Мы получили некоторое количество ударов. И не приходится рассчитывать на то, что можно будет разогреть старых верблюдов из (маркетингового агентства) ISL. Но когда мировая пресса это подхватывает и начинает говорить, что ФИФА такая и сякая, я должен признать: это нанесло ущерб нашему имиджу. В противном случае я был бы далек от реальности. Теперь нам нужно вновь улучшить имидж.
- Каким образом Вы собираетесь теперь вновь отполировать имидж ФИФА?
- К этому времени, возможно, и средства массовой информации слезут со своих боевых коней, вернуться назад в реальность и увидят, что в действительности происходит в футболе и что будет происходить в будущем.
- Но какие шаги намерена предпринять ФИФА на фоне кризиса доверия для того, чтобы вернуть Федерации бывший авторитет?
- Специальная группа (Task Force) для анализа игры и проведения соревнований уже в январе начнет свою работу. Мы должны это сделать. Последний раз мы занимались этим после ЧМ 1990 года. Это было двадцать лет назад, и футбол в этот период продолжал развиваться. При этом все будет проанализировано для того, чтобы сохранить привлекательность соревнований: это проблемы технологий, правило трех очков, принятие решения о пенальти, а также вопрос о том, правильным ли является число команд в финальном раунде. А еще будет создана специальная группа Task Force compliance – я не знаю, как это сказать по-немецки. Эта вторая специальная группа будет заниматься тем, каким образом мы можем и дальше сохранять высокий уровень имиджа ФИФА и вновь его немного отполировать.
- А насколько, по вашему мнению, пострадал от этого дела президент Йозеф Блаттер?
- Еще раз следует сказать, что никто из бывших или нынешних чиновников ФИФА не был осужден швейцарским судом. Никому не было предъявлено обвинение и никто не был осужден. Члены исполнительного комитета были осуждены не за коррупцию, а за нарушение этических правил.
- Еще раз: как, по вашему мнению, пострадал от обвинений в коррупции, а также от двойного решения по определению места проведения ЧМ президент Блаттер?
- Я еще никогда не получал такую поддержку от федераций, клубов и игроков, как это было в последние дни. После 2 декабря я получаю только поздравительные телеграммы со всего света.
- Означает ли это, что Вы все это время не думали об отставке?
- Мне в отставку? В таком случае мой отец вернулся бы из вечности, сделал бы мне серьезное внушение и дал бы пару шлепков.
- Ваши критики требуют, чтобы появился новый президент.
- Хорошо, но в таком случае вы должны сообщить об этом 208 федерациям. И почему новый президент? Только потому, что немецкий журналист что-то написал, должен появиться новый президент? Нужно заменить всю команду? А я говорю: Never change a winning team (англ.: Победный состав не меняют – прим. перев.).
- Считаете ли Вы по-прежнему двойное решение разумным?
- Нет, я так больше не считаю. Я больше не смогу этого делать, так как меня уже здесь не будет. Двойное решение я не считаю разумным. Мы сейчас это сделали, и все прошло хорошо, просто отлично. Дело в том, что две большие группировки, существовавшие в средствах массовой информации, в конце концов так и не смогли добиться своего. В итоге победил тот вариант, в котором было больше смысла.
- И почему, по вашему мнению, имеет смысл проводить чемпионат мира в России и в Катаре?
- Мы теперь приходим с чемпионатом в такие части мира, где он еще не проводился. Восточная Европа, Россия. Это целинные земли, и это отлично вписывается в работу по развитию нынешнего президента и тех, кто раньше способствовал развитию. При приходим с чемпионатом мира туда, где он способен дать несколько больший результат, чем просто коммерция. И это было также подчеркнуто исполнительным комитетом. В 2022 году мы идем в арабский мир, который также имеет право на проведение у себя ЧМ. Катар оказался сильным кандидатом.
- Это интересно – арабский мир имеет право на проведения ЧМ?
- Речь идет не только об арабском мире. Речь идет еще и о том, чтобы и новая, и старая культуры, одним словом весь исламский мир получил удовольствие от проведения ЧМ. Что ни говори, там проживает миллиард человек, и они довольны, и они говорят, что во всем мире футбол не только оказывает помощь экономике, но также получают свое выражение социальные и культурные аспекты.
- Если позволите, а где заканчиваются новые рынки? В Антарктике?
- Нет, не в Антарктике. Она расположена слишком далеко, и мы не можем прийти в Антарктику. Где еще не проводились крупнейшие соревнования по футболу? Мы должны обратить внимание на те места, где живет большая часть человечества. А две трети людей проживают в Азии. Там расположены два крупных субконтинента, численность населения которых составляет 1,2 миллиарда человек и 1,4 миллиарда человек. Индия и Китай могут стать новыми рынками.
- Это прежде всего рынки для того, чтобы зарабатывать деньги?
- Нет. Это рынки не для того, чтобы зарабатывать деньги, а это рынки для того, чтобы развивать футбол. Наши спонсоры определили, сами того не ведая, где будут проводиться ЧМ в 2018 и в 2022 году. Для них важны не деньги. Продукт ФИФА-ЧМ – это великолепное зрелище, а турнир ЧМ можно проводить повсюду. Он везде будет пользоваться успехом, пока футбол является не только коммерцией, но и вызывает эмоции.
- Франц Беккенбауэр предложил из-за более приемлемых условий провести ЧМ в Катаре зимой. Какие здесь могут быть возражения?
- Основные правила не позволяют провести зимний ЧМ в Катаре. Условия были таковы, что ЧМ 2018 и ЧМ 2022, в соответствии с международным календарем, должны быть проведены в июне-июле. Но до 2022 года еще двенадцать лет. Пока не известно, что еще будет происходить с климатом.