Смелые люди эти японцы. Они могут 24 часа стоять на своем, но затем следует взрыв. И угрозы. Выход Японии из Киотского протокола неизбежно приведет к провалу конференции по климату в Канкуне (Cancún). Борьба против потепления климата больше не может проводится на основе наполовину обязательного Киотского соглашения, против этого будут протестовать развивающиеся страны: многие из них уже почувствовали на себе последствия изменения климата, которые проявляются в виде наводнений, засухи и сильных дождей. Если у Киотского протокола не будет продолжения, то и остальная часть Конференции будет обречена на провал.
Позиция Японии соответствует извращенной логике конференции по климату. Чем больше ставки, тем более выгодно занимать противоположную позицию – это и есть валюта в борьбе за более выгодные правила. Возьмем, к примеру, Россию: Москва также заявила о своих сомнениях, хотя пока она относится к тем, кто в наибольшей степени получают выгоду от Киотского протокола. После развала Советского Союза эта страна обладает огромные запасом «пустых обещаний». Выбросы в России сократились на треть не в результате модернизации предприятий, а вследствие их закрытия. Таким образом рынок международных прав выброса оказался переполненным, и это оказалось прибыльным делом для России. Только климату от этого лучше не стало, даже наоборот: другие государства получили возможность откупиться.
Поэтому от пустых обещаний будущий Киотский протокол должен быть в значительной мере избавлен. И именно поэтому Россия сопротивляется – она рассчитывает на то, что в конце концов у нее появится шанс добиться уступок. Также ведет себя Канада: нефтяные пески сделали богатой провинцию Альберта. Но нефть не так-то просто отделить от песка, и для этого требуется огромное количество электроэнергии. В результате выбросы двуокиси углерода в Канаде значительно увеличились. Именно поэтому она больше ничего не хочет слышать о принятии строгих мер.
Национальный эгоизм и значительные экономические интересы уже давно препятствуют достижению прогресса в защите климата. Конечно, в Канкуне на карту поставлены не только правила защиты климата, но и вообще надежная защита климата как таковая. Если Конференция закончится провалом из-за сопротивления некоторых государств, то в обозримом будущем больше не будут предприниматься сопоставимые усилия в этой области. И тогда мировое сообщество будет вынуждено признать свое поражение перед лицом самого серьезного вызова. Но кто возьмет на себя ответственность за это?
Именно поэтому есть еще шансы в ближайшие 24 часа, в течение которых будут проводится решающие переговоры. Не только Россия или Канада, но и любое другое государство может опозориться на глазах у мировой общественности, если оно собственные интересы поставит выше борьбы за выживание тех, кто уже почувствовал на себе последствия изменения климата. Ущерб их репутации в таком случае может быть огромным.
Но для этого необходимо добиться того, чтобы такого рода позиции были изолированы и чтобы к ним было привлечено всеобщее внимание. Условия для этого, все-таки, не такие уж плохие. США и Китай приняли решение в этом году играть в определенной степени конструктивную роль, хотя они сами находятся очень далеко от того, чтобы дать обещания относительно защиты климата. Поэтому другие государства теперь лишены возможности спрятаться за позицией Вашингтона и Пекина. Даже нефтяное королевство Саудовская Аравия, которое раньше открыто выступало против любых мер по защите климата, прекратило оказывать сопротивление по этому вопросу. Саудовцы теперь предпочитают больше хвалиться перестройкой своей экономики.
Все это сохраняет возможность для динамики – как в хорошем, так и в плохом смысле. Государства могут в ночь на субботу предпринять последнюю серьезную попытку добиться заключения нового соглашения по климату, но они также могут приостановить из-за существующих разногласий свои усилия в этой области. Виновных в этом можно будет легко определить.