После долгих месяцев слушаний и напряженных переговоров руководство Сената объявило во вторник, что продолжит работу над главным приоритетом президента Обамы, каким является ратификация нового договора между Россией и США о сокращении ядерных вооружений – несмотря на возражения ключевого республиканца.
Лидер сенатского большинства, демократ из Невады Гарри Рид (Harry Reid) заявил репортерам, что дебаты по новому договору о сокращении стратегических вооружений начнутся после того, как Сенат проголосует по налоговому законопроекту. Голосование состоится вечером во вторник либо утром в среду.
Рид отметил, что демократы в текущем году уже дважды откладывали рассмотрение договора из-за возражений республиканцев. «Пришло время начать голосование и заняться важными делами», - заявил он. По словам Обамы, этот договор крайне важен для национальной безопасности и для поддержания хороших отношений с Россией.
Высокопоставленные представители администрации Обамы заявляют, что у них есть 67 голосов, необходимых для утверждения договора. Однако ключевой республиканец из состава Сената во вторник подверг сомнению такое заявление.
Сенатор из Аризоны Джон Кайл (Jon Kyl), занимающий в Сенате второе место в республиканской иерархии, сказал репортерам: «Я бы не рекомендовал им рассматривать договор». По его словам, демократы играют в «русскую рулетку».
Комментируя заявление Рида о том, что демократы заручились необходимым количеством голосов, Кайл заявил: «Я не поддамся искушению и не стану говорить о том, что лидер большинства предсказывает несколько преждевременно».
Для ратификации договора понадобится как минимум девять голосов республиканцев. Некоторые республиканцы заявляют в последние дни, что они готовы проголосовать за СНВ или склоняются к этому. Но настроенный весьма критически влиятельный республиканец, которого обхаживают сенатские демократы – Джон Маккейн – пока не определился, поскольку обеспокоен возможными последствиями этого соглашения для американской программы противоракетной обороны. Об этом заявила его пресс-секретарь Брук Бьюкенен (Brooke Buchanan).
Согласно условиям договора, у каждой страны после сокращения должно остаться 1550 развернутых единиц ядерного оружия. Это примерно 30-процентное сокращение от существующего количества. Будут также сокращаться носители ядерных боезарядов, такие как тяжелые бомбардировщики, подводные лодки и ракеты. По условиям договора планируется также возобновить инспекции арсеналов сторон, которые были прекращены в прошлом году, когда закончился срок действия договора СНВ-1. Американские военные утверждают, что им нужны такие проверки, чтобы знать, что делает Россия со своим самым опасным оружием.
Кайл настаивает на том, чтобы администрация дала гарантию на выделение дополнительно многомиллиардных сумм для модернизации стареющего ракетно-ядерного комплекса США, выдвигая это в качестве условия для того, чтобы он проголосовал за договор. Кайл утверждает, что в оставшийся до Нового Года срок у Сената будет недостаточно времени для полного рассмотрения этого договора.