Приднестровье называют «последним советским музеем в мире», и оно оправдывает это имя: в Тирасполе, в его «столице», гигантские военные памятники установлены в честь погибших во Второй мировой войне советских солдат, а также героев борьбы за независимость. Владимир Ильич Ульянов, больше известный под псевдонимом Ленин, находится здесь под охраной как памятник истории. Его каменное изваяние стоит на страже перед зданием представительного органа, которое до сих пор называется «Верховным советом».
Приднестровье – это полоса земли в восточной части Республики Молдовы. Этой страны, по сути, не существует, или она существует в кавычках. Но при этом ее жители имеют свою «валюту», «парламент», «главу правительства», «спецслужбу», «национальный гимн» - не хватает только места в ООН. Это единственная «страна» на земле, не имеющая дипломатического признания ни одного государства. Только Россия оказывает помощь: «Приднестровье – это головоломка в глобальной российской силовой игре», - подчеркивает историк Октавиан Тику (Octavian Ticu). Этот анклав на краю Европы – последний лояльный российский сателлит.
В Приднестровье проживают приблизительно 500 000 человек. На востоке оно граничит с Украиной. На западе ситуация сложнее. С правовой точки зрения Приднестровье является частью Республики Молдовы, бывшей советской республики. Государственный язык здесь молдавский. Население на две трети состоит из русских и украинцев, а остальные жители – преимущественно молдаване.
Отношения между Молдавией и Приднестровьем продолжают оставаться сложными с того момента, когда молдавская армия в 1992 году попыталась захватить этот мятежный регион. Гражданская война продолжалась четыре месяца, сотни людей погибли. Восточная окраина Европы с тех пор превратилась в очаг напряженности. Эта территория контролируется Россией, и там по-прежнему находятся более тысячи российских солдат, а также 20 000 тонн оставленных военными боеприпасов. Но вооруженное противостояние уже давно уступило свое место борьбе за выживание, а ее поле боя – это улица.
Валентина сидит на лавочке в парке перед зданием парламента Тирасполя и достает свое имущество из пластикового пакета: сковородку, пару сапог, связанные ей самой носки. Этой женщине 78 лет, и она должна теперь расстаться со своими немногочисленными пожитками, так как на пенсию примерно в 40 евро, которую ей ежемесячно выплачивают в приднестровских рублях, она прожить не может. Место на рынке для нее недоступно. Поэтому Валентина решила попытать счастья в парке – до прихода милиции. Сотрудник в форме появляется перед ней и другими женщинами с похожей судьбой: «Без разрешения торговать запрещено. Чтобы через пять минут вас тут не было!» Страна находится в тяжелом положении, однако чиновники и ее бессменный президент Игорь Смирнов чувствуют себя уверенно. Они воображают, что они на правильном пути и двигаются к рыночной экономике. Так, например, «Молдавский сталелитейный завод» больше не является комбинатом, а превратился в акционерное общество. Это флагман приднестровской промышленности уверенно чувствует себя и на международном рынке – прежде всего потому, что российский Газпром поставляет ему природный газ бесплатно. «Но одного газа для счастья недостаточно», - говорит Оксана Алистратова. Эта мать двоих детей возглавляет неправительственную организацию в Тирасполе. И является для режима бельмом на глазу.
«Взаимодействие» выступает в поддержку тех женщин, которых похищают или дома избивают и жестоко с ними обращаются. «Чаще всего эти варианты связаны, - рассказывает Оксана. – Если женщина дома подвергается побоям, то она скорее может поддаться на сомнительные предложения из-за границы». В лучшем случае сотрудники «Взаимодействия» могут с помощью Международной организации по миграции освободить этих женщин из плена за границей и вернуть их домой. «Мне страшно», - говорит Оксана в те редкие минуты, когда секретная служба не подслушивает. Один раз ее уже вызывали в органы государственной безопасности – для того, чтобы «обсудить угрозу терроризма во всем мире».
Кроме того, были анонимные звонки, а также нападения на ее дом с использованием краски. Сидя в своем офисе, она говорит: «Приднестровье – это открытое и демократическое государство». Перед ней сидит человек из спецслужбы и что-то старательно записывает. Уехать за границу она не может. Хотя у нее есть такое право, и молдавский паспорт. Но визу получить невозможно: «Для этого я должна указать место жительства. А тем, кто живет в Приднестровье, визу не дают», - говорит она.
Граница украшена гербом в человеческий рост, на котором изображен венок из колосьев, красная звезда, а также серп и молот. «Добро пожаловать в Приднестровскую Молдавскую Республику», - написано кириллическими буквами. Военные охраняют границу, которая, на самом деле, таковой не является. Но зато это идеальное место для незаконной торговли оружием. Ни Украина, ни Молдавия не могут контролировать эту «границу», так как это было бы равнозначно признанию Приднестровья.
Распространенным делом здесь считается торговля людьми и человеческими органами, а также контрабанда оружия, говорят сотрудники Миссии Евросоюза по приграничной помощи Молдове и Украине. Представители Евросоюза в течение пяти лет пытаются ограничить незаконную торговлю.
Фирма «Шериф» явно получает доходы от нелегальной экономики. Этому концерну принадлежит все, что блестит за голыми бетонными фасадами: шикарный отель, строящийся уже много лет, освещаемые неоновым светом заправки, сеть супермаркетов, единственный частный телеканал, оператор сотовой связи, а также спортивный комплекс на окраине Тирасполя. Там футболисты клуба «Шериф» проводят квалификационные матчи «Лиги чемпионов» - вместе с молдавскими игроками с другой стороны пограничной реки Днестр.