Дональд Туск уже знает то, о чем остальные поляки еще только могут догадываться: подготовленный российским Межгосударственным авиационным комитетом доклад необъективен - он выгоден россиянам, и не выгоден нам.
Для польской стороны по определению премьера он «бесспорно неприемлем». Что, как я понимаю, было развернуто на 150 страницах, содержащих замечания польских экспертов к этому документу, которые на днях были переданы в Москву.
Так что сказке о сперва великолепном, позже просто хорошем, еще позже самое большее нормальном сотрудничестве с россиянами по расследованию причин катастрофы на аэродроме «Северный» пришел конец. В интервью журналу Polityka глава польского правительства расставил точки над «i»: «Россияне не склонны очерчивать сферу своей ответственности, а определенная часть ответственности лежит и на них».
Но не обязано ли правительства Дональда Туска этими новыми проблемами отчасти самому себе? И сейчас оно просто становится жертвой собственной пропаганды успеха, которой россияне, конечно же, ловко воспользовались.
А это означает, что возможно все-таки следовало любой ценой не соглашаться на выбор в качестве юридической основы для расследования причин катастрофы Чикагской конвенции, возможно, стоило попробовать воспользоваться шансом, которые дает в этой сфере соглашение между Польшей и Россией от 1993 года. Тем более, Статья 11 этого соглашения гласит ясно: «Расследование авиационных происшествий аварий и катастроф, причиной которых явились польские военные самолеты в воздушном пространстве РФ или российские военные самолеты в воздушном пространстве Польской республики, будет проводиться совместно соответствующими польскими и российскими органами.
Кроме того, представляется, что если бы правительство с самого начала привлекало к этому вопросу международную общественность, если бы оно старалось создать консенсус вокруг идеи созыва международной комиссии, которая помогла бы выяснить обстоятельства катастрофы, это пошло бы на пользу качеству следствия. К этому, впрочем, определенные круги и призывали. Беспрецедентный характер этого события давал (тогда) надежду на успех такого предприятия. Но ничего из этого сделано не было. Удастся ли сейчас исправить эти ошибки?