В воскресенье главные сенаторы-республиканцы заявили, что не поддерживают ратификации договора о разоружении между США и Россией, что опрокинуло планы Белого дома добиться принятия его до истечения срока полномочий уходящего состава Сената.
Несмотря на эти заявления, вице-президент Джозеф Байден (Joseph R. Biden Jr) и лидеры фракции демократов в Сенате сказали, что необходимые для ратификации нового договора о сокращении стратегических вооружений (нового СНВ) 67 голосов у них есть. Лидер сенатского большинства Харри Рид (Harry Reid) назначил окончательные испытания, которые положат конец прениям и ознаменуют переход к голосованию, на вторник.
В воскресенье глава фракции меньшинства в Сенате, республиканец Митч Макконнелл (Mitch McConnell) из штата Кентукки, а также сенатор Линдси Грэм (Lindsey Graham) из штата Южная Каролина заявили, что не собираются голосовать за ратификацию договора о вооружениях между США и Россией в последние дни заседания 111-го состава Конгресса.
Ранее оба депутата говорили, что в принципе не против ратификации договора.
«Я решил, что не могу поддержать договор, — заявил Макконнелл в воскресенье в эфире Си-Эн-Эн. — Я считаю установленные процедуры проверки неадекватными, кроме того, меня беспокоят последствия для развития противоракетной обороны».
До минувших выходных Макконнелл говорил, что его позиция будет, в частности, зависеть от позиции сенатора-республиканца от штата Индиана Ричарда Лугара (Richard Lugar), который договор одобряет.
В субботу, перед тем, как высказались республиканцы, был отвергнут предложенный проект поправки к договору, предложенный близким союзником Грэма сенатором Джоном Маккейном от штата Аризона. Поправка Маккейна, согласно которой из преамбулы к договору вычеркивались бы формулировки о связи между наступательными и оборонительными ракетными системами — была отвергнута (37 голосов «за» и 59 голосов «против»).
В воскресенье республиканцам также не удалось внести поправку, согласно которой в преамбуле к договору упоминалась бы связь между ядерным оружием стратегического и тактического назначения. Стратегические вооружения — это те, которыми можно ударить по США непосредственно из России, а тактические, как принято считать, должны применяться на поле битвы.
Демократы считают, что если хоть немного изменить текст преамбулы, то это станет поводом к возобновлению переговоров с российской стороной и приведет к гибели договора.
Сенатор от штата Массачусетс (Демократическая партия) и глава комитета по международным отношениям при Сенате Джон Керри, сказал так: «Если мы не примем договор СНВ, если мы не придем к двусторонней договоренности о сокращении стратегических вооружений, то не будет никакого диалога о тактических вооружениях. Это же ясно, как день».
Республиканцам не нравилось, что по новому СНВ не ограничивается численность ядерного оружия тактического назначения, а ведь если причислить и их к стратегическому арсеналу России, то получится, что у Москвы ядерного оружия гораздо больше, чем у США.
Президент Обама потребовал придавать новому СНВ (по условиям которого стратегические ядерные арсеналы России и США сокращаются до 1 550 боеголовок у каждой стороны) наивысшее значение на заседаниях уходящего состава Сената.
В субботу Обама адресовал главным сенаторам послание, в котором заявил, что формулировки и положения преамбулы к договору не накладывают ограничений на планы США развивать системы противоракетной обороны.
Республиканцы приводили такие доводы: русские угрожали разорвать договор в случае, если США будут расширять свои системы ПРО, и администрация Обамы будет ссылаться на это и саботировать развитие ПРО.
Белый дом заручился поддержкой в вопросе нового СНВ бывших госсекретарей и министров обороны — членов Республиканской партии. Обама говорил, что договор станет краеугольным камнем осуществляемой им «перезагрузки» дипломатических отношений с Россией.
Несмотря на оказываемое на них буквально по всем фронтам давление, республиканцы стоят на своем. Выступая в эфире радиопередачи Face the Nation на Си-Би-Эс, Грэм сказал: «Если вы хотите получить возможность провести СНВ, то лучше начните все сначала и работайте со следующим составом Конгресса, потому что с этим все уже испорчено».
Грэм имел в виду, что Сенат одобрил отдельный законопроект об отказе от принципа «не спрашивай, не говори», в соответствии с которым запрещалось служить в армии не скрывающим своей ориентации гомосексуалистам.
Несогласие Грэма с договором — важный момент, потому что он был одним из тех сенаторов, кто голосовал за рассмотрение вопроса о ратификации на заседании уходящего состава, разойдясь в этом вопросе во мнениях с большинством консервативно настроенных республиканцев и намекнув, что его можно убедить проголосовать и за ратификацию.
В воскресенье, однако, демократы проявляли оптимизм. Сенатор от штата Иллинойс Ричард Дербин (Richard Durbin) сказал, что у демократов в Сенате достаточно голосов, чтобы ратифицировать новый СНВ еще до истечения срока полномочий уходящего состава.
«Я считаю, что у нас все же есть [67 голосов, то есть большинство в две трети], — сказал Дербин в эфире Fox News Sunday. — Мы двигаемся вперед».
Впоследствии Байден подтвердил эти слова, выступив в эфире передачи Meet the Press на Эн-Би-Си и заявив: «Полагаю, что у нас есть [голоса, нужные для ратификации]».
В субботу и воскресенье на заседаниях в Сенате в перерывах между остальными вопросами обсуждался и договор.
Секретарь республиканской фракции, сенатор от штата Аризона Джон Кайл в декабре предложил Риду договориться так: дебаты по новому СНВ в Сенате начинаются в конце января, а вопрос ратификации выносится на голосование 5 февраля. Маккейн в общих чертах рассказал об этом предложении в пятницу, выступая с речью в парламенте.
На заседаниях уходящего состава конгрессмены уже приняли некоторые важные законы, в том числе — распространили меры по снижению налогов на всех граждан и позволили гомосексуалистам служить в армии, не скрывая своей ориентации.
Однако республиканцы говорят, что до ухода конгрессменов на рождественские каникулы остается слишком мало времени, чтобы можно было успеть обсудить или предложить варианты поправок к новому договору СНВ, который, по словам его сторонников, необходим, чтобы можно было следить за ядерными войсками России.
При нынешнем составе Конгресса демократам нужно получить девять голосов республиканцев, чтобы получить преимущество в две трети голосов и ратифицировать новый СНВ. Когда Конгресс соберется вновь, то демократам придется заручаться согласием уже четырнадцати республиканцев.
Кайл в воскресенье сказал, что он против договора. По его словам, послание Обамы, посвященное вопросу ПРО, придало законодателям уверенность в готовности США развернуть в Европе систему противоракетной обороны высокой дальности. Однако он считает, что это обещание должно быть зафиксировано в тексте договора.
«Передайте это русским, — сказал он. — Договор нужно исправить».
Решающий голос в этом противостоянии принадлежит Маккейну. Этот член Сената пока не высказался ни за, ни против нового СНВ. Свое внимание он сосредоточил на вопросе применения российской стороной СНВ с целью принуждения США к ограничению своих планов по ПРО.
В воскресенье Кайл изложил суть претензий республиканцев к новому СНВ, сказав так: «Не знаю, то ли это из-за отсутствия указаний со стороны главнокомандующего, то ли из-за неумелых действий на переговорах, но так или иначе нас провели. Нас провели с ПРО. Нас провели с тактическими ядерными вооружениями. И нас провели с проверками».
В написании статьи принял участие Джозеф Уэбер (Joseph Weber)