Москва — В понедельник Россия выступила с предупреждением: любая попытка внести изменения в договор о сокращении ядерных вооружений, который вскоре будет вынесен на сложное голосование в Сенате, может привести к гибели договора.
Комментарии, озвученные министром иностранных дел Сергеем Лавровым, стали самым резким выражением озабоченности, исходившим из Москвы в связи с договором, который называют «новым СНВ». В это время администрация Обамы побуждала Сенат ратифицировать договор, тогда как некоторые сенаторы от Республиканской партии требуют внести поправки в его текст.
Но Лавров, давая комментарии российскому информационному агентству «Интерфакс», заявил, что договор стал итогом долгих и трудных переговоров и «полностью соответствует национальным интересам России и США; его нельзя просто открыть и сделать объектом новых переговоров».
Договор стал главнейшим достижением администрации Обамы на ниве «перезагрузки» отношений с Россией, то есть выстраивания с Кремлем более конструктивных отношений, чем прежде. Президент России Дмитрий Медведев тоже активно выступал за потепление в отношениях, зачастую, как казалось, проявляя в этой связи больше энтузиазма, чем премьер-министр Владимир Путин, которого считают более могущественным членом правящего тандема в России.
С Москвы, с ее опорой на ядерные войска и слабыми обычными войсками, договор снимет необходимость создавать новые дорогостоящие ядерные вооружения. Кроме того, в Кремле надеются, что с помощью договора удастся продолжить дискуссии с США о планах развития противоракетной обороны, которую Москва считает потенциальной угрозой своему собственному сдерживающему потенциалу.
Если Сенат США отклонит договор, то это станет большим шагом назад для обеих столиц. Российский парламент этой осенью предпринял первые шаги на пути к ратификации, но потом снял рассмотрение договора с повестки дня, так как стало ясно, что Сенат США будет задерживать рассмотрение до тех пор, пока республиканцы не одержат победы на промежуточных выборах и не поставят успех ратификации под сомнение.
Несмотря на жесткую позицию в отношении пересмотра договора, высказываясь в понедельник, Лавров продемонстрировал понимание политических проблем администрации Обамы и сказал, что процесс ратификации не ограничен временными рамками. Также создалось впечатление, что он не хотел придавать повышенного значения возможному провалу договора; по его словам, улучшение отношений «не зависит» от одного лишь принятия договора.
«Ядерное разоружение — одна из ключевых, но далеко не единственная область нашего сотрудничества с США, имеющего гораздо более многогранный характер», — сказал он.
Однако в других областях результаты достигнуты неоднозначные. Лавров предупредил, что успех недавних попыток наладить сотруднические отношения с НАТО, серьезно испорченные после нападения России на соседнюю Грузию в 2008 году, не гарантируется.