Москва — До апреля этого года две компании, действовавшие в интересах Пентагона, водили за нос российские власти, убеждая их, что приобретаемое ими у них в огромных количествах реактивное топливо применяется в мирных, а не в военных целях, видимо — с целью сэкономить на тарифах, и так продолжалось несколько лет, о чем сообщается в докладе Конгресса США, который должен быть опубликован во вторник.
Но на самом деле, как говорится в докладе, топливо приобреталось Пентагоном и отправлялось на американскую авиабазу «Манас» в Киргизии, а оттуда — в Афганистан. Как только российские власти узнали, кто был их настоящим клиентом, они прекратили поставки, создав для командования американской армии мучительную проблему транспортного характера.
Как явствует из доклада, в этих компаниях-подрядчиках никто никакого раскаяния не испытывает.
«Мы их обставили, — сказал, как написано в докладе, следователям представитель одной из компаний Чарльз Скуайрс (Charles Squires). — Я ветеран холодной войны и я горжусь этим. Мы сделали русских, а они этого не замечали четыре или пять лет».
Но потом заметили, выступили с возражениями, и вся система рухнула.
Из-за этого пришлось пересмотреть все маршруты снабжения Афганистана реактивным топливом, которого в этой лишенной выхода к морю стране вечно не хватает. Также из-за этого администрация Обамы была вынуждена начать закулисную дипломатическую борьбу за восстановление разорванных каналов снабжения.
Фирмы-подрядчики Пентагона покупали реактивное топливо у дочерней фирмы, образованной гигантской российской энергетической компанией «Газпром», а российским властям дали сфабрикованные документы на экспорт, в которых говорилось, что топливо будет применяться только в гражданской авиации, о чем сообщается в докладе, подготовленном в подкомитете по национальной безопасности и международным делам, возглавляемом депутатом палаты представителей от Демократической партии Джоном Тирни (John F. Tierney), штат Массачусетс.
Как сообщалось в докладе, по системе снабжения, которой занимались компании Red Star и Mina, тесно связанные друг с другом, зарегистрированные в Гибралтаре и управляемые отставными офицерами армии США, поступало свыше половины всего реактивного топлива, использованного во время войны. Скуайрс — в прошлом военный атташе посольства США в Киргизии — в беседе с представителями следственной комиссии при Конгрессе, что российские власти всегда знали, что сертификаты фальшивые; но, по его словам, они не предпринимали никаких действий, потому что поставки были выгодны Газпрому.
Как бы то ни было, в докладе сообщается, что в 2009 году Федеральная служба безопасности России и российский парламент провели расследование, и составы с реактивным топливом от Газпрома стали курсировать все реже, а к 1 апреля поток их иссяк.
В своих показаниях, данных следственной комиссией при Конгрессе, сотрудники Red Star и Mina заявили, что подделать сертификаты было необходимо, чтобы обойти установленные Россией ограничения на поставку реактивного топлива для армий зарубежных стран. А представители госструктур Киргизии в своих интервью говорили, что это была попытка уклониться от выплаты экспортных пошлин.
Все эти утверждения остаются спорными, но не приходится сомневаться, что нарушение снабжения привело к возникновению больших проблем. Подрядчикам пришлось закупать гораздо более дорогостоящее топливо, которое потом приходилось доставлять через Черное море, а потом — наземным путем в Киргизию и Афганистан. Кроме того, военным пришлось активнее пользоваться каналами снабжения, проходящими по горным дорогам с пакистанской территории, где грузовики этим летом часто подвергались атакам.
После обрыва каналов снабжения американские дипломаты спешно начали добиваться заключения новых контрактов с Киргизией и Россией. В декабре начало казаться, что их усилия приносят плоды: госсекретарь Хиллари Клинтон посетила Бишкек и заявила, что заключен контракт с государственной компанией, по которому будет обеспечиваться снабжение «Манаса» половиной необходимого топлива.
Однако киргизские власти, явно пользуясь поддержкой Газпрома, заявили, что не хотят больше иметь ничего общего с фирмами Mina и Red Star. При этом 4 ноября Mina получила от Пентагона новый контракт на снабжение базы «Манас» стоимостью в 315 миллионов долларов. А на прошлой неделе офис Mina в Бишкеке подвергся рейду со стороны киргизской полиции, что говорит о дальнейшем ухудшении положения этой компании: киргизские власти явно поддерживают альтернативного подрядчика, принадлежащего государству.
Представитель Газпрома не сказал ничего, кроме того, что компания больше не продает армии США топлива ни в Киргизии, ни в Афганистане.
Адвокат, представляющий интересы Red Star и пожелавший остаться неизвестным, до появления доклада дал интервью, в котором отрицал факт нарушения компанией каких бы то ни было законов стран, где она работала.