Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

СНВ – не начало нового этапа

© коллаж ИноСМИНовая эпоха российско-американских отношений
Новая эпоха российско-американских отношений
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Барак Обама, наконец, добился своего от Конгресса. Ратификация нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предписывающего Америке и России сократить свои ядерные арсеналы, в сочетании с достигнутыми договоренностями о снижении налогов должна обеспечить его надежной стартовой площадкой в преддверии выборов 2012 года.

Президент Барак Обама, наконец, добился своего от Конгресса. Ратификация нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предписывающего Америке и России сократить свои ядерные арсеналы, в сочетании с достигнутыми договоренностями о снижении налогов должна обеспечить его надежной стартовой площадкой в преддверии выборов 2012 года. Что ж, в добрый путь, тем более что Обама постоянно подвергается клевете, демонизации и необычайно яростным личным нападкам.

Договор о СНВ - хороший тому пример. Его трудно назвать революционной мерой – он предусматривает сокращение ядерных вооружений с 2000 до примерно 1550 боеголовок и ужесточение мер контроля. Его поддерживал как президент Буш, так и практически весь внешнеполитический истеблишмент, включая всех госсекретарей, начиная от Генри Киссинджера, независимо от того, при республиканских президентах они работали или при демократических. Тот факт, что за то, чтобы завершить дебаты во вторник, проголосовало меньше дюжины республиканцев – хотя большинство голосов все равно было получено, - выглядит не слишком лестно для состояния дел в вашингтонской политике.
 
И все же президент Обама решил подвергнуть свой авторитет и свои способности переговорщика испытанию. Если договор в итоге преодолеет окончательное голосование – а, имея дело с Конгрессом, никогда нельзя быть уверенным в таких вещах, – президент вернет себе часть влияния, которое он, по-видимому, потерял к ноябрьским промежуточным выборам. Республиканцам, до этого вволю на нем отыгрывавшимся, теперь придется проявить больше осторожности и ответственности, если они хотят продемонстрировать готовность претендовать в 2012 году на президентский пост.

Впрочем, пока все это политические игры. Перспективы собственно политики, особенно в области международных отношений, пока не ясны. Понятно одно: новый договор о СНВ – это не начало чего-то нового. Скорее это возвращение к старой озабоченности отношениями с Москвой после холодной войны.

Обаме договор нужен был как часть начатой госдепартаментом политики перезагрузки отношений с Москвой, заметно похолодевших во времена Буша из-за планов разместить в Европе «противоракетный щит» и из-за войны с Грузией. И действительно, в последние месяцы Россия абсолютно ясно давала понять, что если Конгресс откажется ратифицировать договор, символ нового начала окажется под угрозой.

Кстати, наиболее яростные противники договора в Сенате ссылались на те же самые соображения. Их не устраивало, что он подчеркнуто декларировал равенство американских и российских сил. Это, по их мнению, было ненужно и неоправданно.
 
В принципе это - слабая позиция. Декларация превосходства – вообще плохая основа для дипломатии, и тем более, когда речь идет о российско-американских отношениях. Сотрудничество с Москвой на международной арене может многое дать США, а отказ от него может сильно повредить Америке.

Однако при этом, несмотря на все надежды, связанные с избранием Обамы и его риторикой, договор не способствует прогрессу дела разоружения. Он был подписан в прошлом апреле, меньше чем за месяц до ключевого саммита стран, подписавших Договор о нераспространении ядерного оружия, который состоялся в мае в Нью-Йорке. Это могло – и должно было – стать сигналом для возобновления глобальной борьбы за разоружение, но им не стало.

Вместо этого Вашингтон попытался воспользоваться случаем, чтобы создать союз против Ирана, и на повестке саммита основное место занял вопрос израильских вооружений и безъядерного Ближнего Востока. В результате большинство развивающихся стран восприняли саммит как очередной пример стремления Америки подчинять международную политику собственным нуждам.

Новый договор о СНВ остался тем же, чем и был – частью российской головоломки – и не стал шагом к безъядерному миру. Тем, кто в этом сомневается, стоит подумать о цене, которую Обама был готов заплатить за поддержку республиканцев. Чтобы успокоить правых милитаристов, президент предложил выделить 85 миллиардов долларов на развитие американской ядерной инфраструктуры. Так что не спешите выбрасывать свои значки с призывами к ядерному разоружению – они еще долго будут нужны.