До конца первой отсидки Михаилу Ходорковскому осталось немного. Некогда самый богатый человек в постсоветской России, а сейчас банкрот и жертва путинизма. В западном мире его дело считают показателем того, происходят ли в российском государстве какие-то подвижки. За пределами России обвинения в коррупции и хищениях, пожалуй, никого не убеждают: суровое наказание воспринимается как месть политического характера, призванная лишить Ходорковского и симпатизирующих ему людей влияния на ход общественной жизни России, и как доказательство того, что независимость и объективность в российском государстве является фикцией. Последнее слово принадлежит судьям лишь формально, а решения по вопросам, которые политическая власть считает для себя ключевыми, принимаются как в советские времена - в Кремле.
Так что сейчас мало кто может удивляться, что суд во второй раз признал Ходорковского и его коллегу Лебедева виновными по заведенному на них делу о хищении имущества и отмыванию денег. Супруга Ходорковского ожидает, что бывший гигант бизнеса выйдет на свободу самое раннее в 2014 году.
С Россией дело обстоит в некотором роде так же, как с Китаем: если бы китайцы выпустили из тюрьмы диссидента Лю, которому в этом году присудили Нобелевскую премию мира, они заработали бы имиджевые очки в мире демократии западного типа. Бизнесмены охотнее инвестировали в Китай, так как утихли бы обвинения, что собственные интересы они ставят выше стандартов, работающих в их собственных странах. Если бы Россия выпустила из тюрьмы Ходорковского, подобные очки заработала бы команда Путин-Медведев. Главным образом выросло бы доверие к нынешнему президенту России, который предстает в роли модернизатора, желающего формировать в России правовое государство.
Но в день объявления приговора президент и премьер России занимались чтением проповедей на крупном заседании государственного аппарата в Москве. Проповедей о необходимости формирования новой национальной общности, избегающей конфликтов на национальной почве, которые Медведев справедливо назвал смертельной угрозой российской государственности. Российский информационный телеканал «Россия 24» без конца крутил фрагменты выступлений обоих лидеров. Материал о Ходорковском показывали ближе к концу и кратко. В выпусках новостей на Западе эта тема везде была одной из главных.
Ходорковский сейчас – это, конечно, не самая главная проблема России. Однако ее проблема – это надежность в глазах западной общественности. И дело посаженного в тюрьму бизнесмена следует рассматривать в этом контексте. Тогда оно приобретает значение, которое не стоит недооценивать истинным российским модернизаторам.