Наконец-то произошло то, чего ждал демократический мир. Польша стала первой страной, которая с 1 января введет визовые санкции против представителей режима Александра Лукашенко, одновременно предлагая помощь простым жителям – отменяя плату за визы и удваивая поддержку местной оппозиции.
Запрет въезда в нашу страну, а соответственно и во все Шенгенское пространство, в этот раз будет распространяться на гораздо большую группу минских чиновников, чем после выборов 2006 года, а факт, что этот список останется открытым, может отвратить белорусских прокуроров или высоких функционеров спецслужб от дальнейшего преследования оппозиции. Таким образом, Польша подает Лукашенко и его клике отчетливый знак: акции по преследованию оппозиционеров не останутся на Западе без отклика.
Разумеется, сама отмена виз для представителей режима не смягчит Лукашенко и не сделает так, что диктатор будет готов идти на уступки. Никто не будет способен изменить политическую ситуацию в Белоруссии, если этого не сделают сами белорусы. В новейшей истории тому есть много примеров. Начиная с нашей родины, где благодаря общественному движению «Солидарность» удалось привести к смене режима, заканчивая событиями в Киеве 2005 года. Тогда на Майдан Незалежности в столице Украины вышли десятки тысяч людей.
Белорусская оппозиция и общество не настолько консолидированы и сильны, как на Украине. Тем большее значение приобретает факт отмены Польшей платы за визы для простых граждан, что означает, что они смогут бесплатно въехать во всю Шенгенскую зону, а также заявленное министром иностранных дел Сикорским (Radosław Sikorski) увеличение средств на поддержку белорусского открытого общества.
Будет еще лучше, если Польше удастся сформировать общеевропейский, а может быть даже мировой блок поддержки белорусской оппозиции. По образцу того, какой функционировал на Западе в то время, когда «Солидарность» выступала против коммунистической власти. Принимая во внимание, в частности, то, что Венгрия, которая с 1 января будет председательствовать в ЕС, признала вопросы восточной политики Евросоюза одной из важнейших задач на ближайшее полугодие, шансы на это велики.
Польский МИД также «со щитом» выходит из сложной ситуации, в какой он оказался после сфальсифицированных выборов. Ведь до них министр Сикорский и его немецкий коллега Гвидо Вестервелле (Guido Westerwelle) убеждали в Минске Лукашенко открыться в сторону Европы. Риск контактов с диктатором тогда не оправдался. Однако стоит порой рискнуть и даже обжечься, чтобы в будущем действовать в трудных ситуациях эффективно.