Российский парламент, скорее всего, уже в январе одобрит эпохальный договор о ядерных вооружениях с США. Об этом сообщил во вторник спикер его нижней палаты.
Спикер Государственной Думы (в ней заседают 450 депутатов) Борис Грызлов заявил, что палата, в которой господствует правящая партия «Единая Россия», возможно, ратифицирует новый договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ) в третьем и последнем чтении, которое состоится 25 января. За предварительную ратификацию Дума уже проголосовала в декабре.
Договор, подписанный президентами Обамой и Дмитрием Медведевым в апреле, обязывает бывших противников по холодной войне ужесточить ограничения на количество стратегических ядерных вооружений.
По мнению аналитиков, отказ от ратификации договора, о котором в конце прошлого года благосклонно отозвался могущественный премьер-министр Владимир Путин, крайне маловероятен. Считается, что этот договор стал один из немногочисленных крупных достижений Медведева на внешнеполитическом фронте.
Во вторник в Reuters узнали о предлагаемых поправках к закону о ратификации договоров; они составлены так, чтобы подчеркнуть право России разорвать договор в случае прихода к выводу, что наличие у США противоракетного щита или иные приготовления к военным действиям со стороны Запада угрожают национальной безопасности России.
Подобные декларации никакого юридического воздействия на договор не оказывают, однако есть предположение, что в случае неудовлетворенности России развитием западных систем противоракетной обороны будет нарастать дипломатическая напряженность.
Во вторник же вступит в силу новый договор, согласно которому американским компаниям будет позволено экспортировать в Россию технологии, связанные с атомной энергетикой. Посол США назвал это событие «большим шагом вперед» в области совместных усилий по борьбе за мирное применение атомной энергии.
Договор о мирном атоме, прошедший через Конгресс США в декабре, позволяет США и России обмениваться технологиями, совместно заниматься коммерческой деятельностью в области атомной энергетики, а также более тесно сотрудничать в борьбе с распространением ядерных вооружений.
Посол США Джон Байерли (John Beyrle) заявил, что новый договор открывает пути к новым горизонтам сотрудничества, в том числе к совместной разработке новых технологий.
В Москве надеются, что вступление договора в силу создаст условия для заключения крупных контрактов в области ядерной промышленности, в том числе — к появлению проектов по обогащению урана и производству уранового топлива.
«Вот чего мы пытаемся достигнуть: мы хотим создать новые, я бы даже сказал инновационные технологии, связанные с ядерно-топливным циклом, развить реакторные технологии, чтобы обеспечить, с одной стороны, экономическую и энергетическую эффективность ..., а с другой — снизить риск возможного ненадлежащего использования ядерных материалов, необходимых для осуществления подобной деятельности», — заявил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.