Президент Дмитрий Медведев призвал к деловому подходу в атомном сотрудничестве с США после исторического соглашения, расчистившего путь двум странам для обмена технологиями и создания совместных предприятий в атомной области.
Соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии, которое прошло через конгресс США в декабре, формально вступило в силу, когда посол США Джон Байерли и российский замминистра иностранных дел Сергей Рябков обменялись дипломатическими нотами во время тихой церемонии в Москве во вторник утром.
«Это большой шаг вперед в американо-российском сотрудничестве в области мирной атомной энергии», - заявил Байерли, говоря по-русски, когда он и Рябков вышли к журналистам после обмена нотами.
Соглашение 123, именуемое так, потому что его положения основаны на разделе 123 Акта по атомной энергии США (U.S. Atomic Energy Act) впервые было подписано еще предшественником Байерли Уильямом Бернсом в 2008 году, но тогда оно было отозвано администрацией Буша после российской войны с Грузией. Президент США Барак Обама вновь направил его в Конгресс в 2010 в качестве награды за российскую помощь в иранском ядерном вопросе.
Оно позволяет обеим странам обмениваться ядерными технологиями и укрепить усилия по нераспространению посредством продаж безопасного топлива в страны, которые хотят развивать мирные атомные программы, а российские и американские исследовательские лаборатории могут совместно разрабатывать новые формы топлива. Оно также открывает путь для российских и американских компаний к сотрудничеству по коммерческим атомным проектам.
«Оно делает доступными новые технологии - технологии, которые помогут нам бороться с глобальной террористической угрозой ядерного распространения, а также создавать новые коммерческие возможности как для США, так и для России, с тем чтобы компании этих стран могли производить более чистую, более безопасную атомную энергию», - заявил Байерли.
Ни один из дипломатов не назвал конкретные компании или проекты, но Рябков заявил, что «конкретные положительные результаты» станут видны в ближайшее время.
Если американцы провозгласили победу в стремлении Обамы уменьшить масштабы распространения, российская сторона спокойно сконцентрировалась на практических моментах.
«Основная задача - не политизировать (сотрудничество), а подходить к нему как к бизнесу», - заявил Медведев главе Росатома Сергею Кириенко на встрече позднее в тот же день.
«Оно крайне важно с экономической точки зрения, и Америка является ключевым рынком для атомных технологий», - подчеркнул Кириенко.
Россия уже поставляет примерно 40% топлива для американских атомных электростанций, и за прошедший год она подписала контрактов на 4,9 миллиарда долларов на поставки низкообогащенного урана, заявил Кириенко.
Росатом в направленных по электронной почте комментариях заявил, что новое соглашение приведет к появлению «совместных предприятий на американской территории с использованием российских технологий обогащения урана», но не будет затрагивать центрифужную технологию.
В прошлом Кириенко намекал на совместное с американскими компаниями производство маломощных реакторов для продажи в развивающиеся страны.
Российское агентство по атомной энергии решительно продвигало идею глобального «атомного возрождения» в качестве способа удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии и уменьшения степени зависимости от ископаемых видов топлива. Компания вскоре заведет специальных представителей при российских посольствах за рубежом, чтобы помогать разрабатывать внешний рынок.
Кириенко заявил Медведеву, что Росатом рассчитывает добиться заказов на постройку еще 30 энергоблоков за границей в дополнение к контрактам, которые уже были подписаны. Компания ожидает роста зарубежных заказов как минимум на 50% до 30 миллиардов долларов в 2011 году. Прибыль Росатома в 2010 году выросла по сравнению с предыдущим годом более чем на 50% до более чем 60 миллиардов рублей (1,96 миллиарда долларов).
Российские защитники окружающей среды в то же время опасаются, что Соглашение 123 даст возможность США отправлять свои ядерные отходы для переработки в Россию - по мнению «зеленых», Россия плохо оснащена для выполнения таких задач.
Ни один из дипломатов не отрицал возможности того, что в Россию будут поставляться американские ядерные отходы. Однако Росатом настаивает, что соглашение не подразумевает поставок американского отработанного топлива, и что «Россия не импортирует никакого отработанного ядерного топлива иностранного происхождения».
Договор, заключенный в понедельник, был оформлен вслед за ратификацией американским конгрессом нового договора СНВ, а также вслед за парафированием протокола о замене ядерного топлива оружейного качества в российских ядерных реакторах альтернативным низкообогащенным топливом.